Елена Витовская — консультант в швейной отрасли. Она уже два года живет в Кыргызстане и помогает отечественным швейникам развить бизнес.
"Выгоднее всего отшивать одежду для полных женщин", — рассказывает Елена Витовская. Она из тех профессионалов, которые предпочитают высказываться прямо и по делу.
Елена работает в швейной отрасли почти 20 лет, последние два года провела в Кыргызстане. Она помогает кыргызстанцам развивать швейную отрасль.
— Недавно я разговаривала с предпринимателем, который шьет одежду. Он рассказал, что как-то сотрудники очень известного международного интернет-магазина посоветовали ему не указывать, что одежда пошита в Кыргызстане. Дескать, зарубежные покупатели уже обожглись из-за низкого качества нашей одежды.
— Я могу говорить о том, что думают российские заказчики. Обычно большие компании охотно пишут, где изготовлена вещь. Маленькие фирмы предпочитают вообще ничего не писать.
В России хорошо знают про Кыргызстан. Вообще, швейная отрасль отлично развита в нескольких странах: Бангладеш, Индии, Китае, Кыргызстане и Турции. Недавно в этот список попал и Узбекистан.
Кыргызстан занимает определенную нишу: тут пошив дешевле, чем в Турции, но дороже, чем в Китае. К сожалению, действительно есть определенные сложности. Долгие годы кыргызстанские цеха отшивали одежду для рынка "Дордой", где не было особых претензий к качеству. Сейчас ситуация меняется к лучшему, но не так быстро, как хотелось бы.
Из четырехсот цехов, которые есть в моем списке, только шесть работают так, что можно вообще не переживать за качество. К ним сложно попасть — у них и так полно заказов. Да, они больше получают. Например, обычный цех берет за пошив блузки 120 сомов, а там это стоит 160-180. Однако такие цены все равно вполне приемлемы.
Дело в том, что в последние годы российский покупатель сильно изменился. Ему больше не нужно много дешевых, некачественных вещей, он на эти деньги скорее купит одну, но хорошую.
— А какой самый распространенный недостаток у наших вещей?
— Кривая строчка. Причем грешат этим в основном столичные швеи, ведь они не боятся лишиться заказов. В регионах стараются вести себя по-другому, относятся к делу серьезнее.
У нас даже есть специальная программа для женщин из сел. Там ведь практически нет работы, а мы им предоставляем все готовое для пошива — ткань, крой, фурнитуру. Они очень дорожат своим заработком, потому что могут получать деньги и жить на них семьей.
— Я часто слышу одно и то же: мол, вещи выгодно отшивать в Кыргызстане, потому что тут дешевая рабочая сила. Вы с этим согласны?
— Нет, она тут совсем не дешевая. Сравните с тем же Узбекистаном — там швеи получают 150 долларов в месяц. У вас они зарабатывают в среднем 400 долларов, а то и больше.
Российские бизнесмены несколько раз спрашивали у меня: "Можете порекомендовать бригады швей? Мы бы пригласили их к себе работать. Тут они смогут получать по 20 тысяч рублей". Я всегда отвечаю, что на родине они получают в два раза больше и при этом находятся дома с семьей.
— Сейчас во всем мире такая тенденция: крупные компании становятся богаче, а маленькие исчезают. У швейной отрасли Кыргызстана есть будущее?
— Я вам больше скажу: сейчас для Кыргызстана наступило "золотое время". В Китае все дорожает. Я точно знаю, что каждая китайская семья из кожи вон лезет, чтобы обучить своего ребенка. Естественно, человек с образованием не пойдет на фабрику вкалывать за копейки.
В Турции тоже непонятная ситуация с экономикой. Многие бренды боятся идти туда, ведь известно, что будет в будущем с лирой.
Кыргызстан выбирают потому, что тут берутся за самые маленькие партии. Обычно это не очень выгодно: первую неделю швеи будут только набивать руку на пошиве, поэтому цеха предпочитают крупные партии. Кроме того, кыргызстанцы работают очень быстро.
— Я часто думаю, почему в Кыргызстане не шьют массово нижнее белье? Это же идеальный товар! Расход ткани маленький, мода меняется медленно, одна и та же модель продается круглый год.
— Всегда гораздо выгоднее шить дорогие вещи. На паре женских трусиков я могу "накрутить" совсем чуть-чуть — всего несколько центов. Если же речь идет о мужском костюме, то можно заложить в цену сразу несколько долларов.
— Но ведь есть белье и по цене костюма!
— Да, но в Бишкеке такое пока не шьют. Были как-то заказчики, которые искали тут швей, способных отшить шикарное женское нижнее белье, но не смогли найти. Это не так просто — нужны спецоборудование, кружева, чашечки... Пока в Кыргызстане с этим не очень.
Нет в республике и производства джинсовой одежды. Это очень дорогое удовольствие, ведь нужны специалисты, которые бы разбирались в покраске и обработке такой ткани. В Узбекистане есть такое производство, но отзывы пока не очень хорошие.
Сейчас конек кыргызстанских швей — женские трикотажные вещи на каждый день: блузы, платья, юбки. Женщины чаще меняют гардероб и тратят на это больше денег. Мужские вещи — футболки, поло, толстовки — чаще отшивают большими партиями.
— Я частенько ходила между рядами на "Дордое", где продавались кыргызстанские вещи на экспорт. Знаете, что меня удивило? У них очень своеобразный дизайн: много блеска, страз, кружев. Как-то один швейник признался мне, что именно такой товар пользуется спросом в России.
— Все зависит от того, где вещь продается. В крупных городах любят одежду попроще. При этом действительно многие дамы предпочитают яркое, блестящее, бархатное. Нам все равно, что шить: европейский шик или платья из страз.
— Давайте представим, что я хочу открыть швейный цех. Что мне выгоднее всего шить?
— Женскую одежду больших размеров — платья, юбки, блузы. Вещи от 52 размера и больше будут продаваться всегда. Дело в том, что стройные женщины могут без проблем купить одежду в известных магазинах Zara, H&M, Bershka, а вот линейки для полных у них не очень развиты.
— Кыргызстан является членом Евразийского экономического союза. Это как-то помогает нашим швейникам?
— Да, нулевые пошлины очень важны. Как-то я разговаривала с заказчиком из Челябинска, который хотел открыть фабрику. Он признался, что долго выбирал между Кыргызстаном и Узбекистаном. В конце концов именно членство страны в ЕАЭС сыграло решающую роль.
— Есть ли какие-то тонкости работы в Кыргызстане?
— Первое время я не могла понять, почему ваши не хотят работать на крупные бренды. Китайцы, бангладешцы и индусы постоянно просят: "Дайте нам заказ, пожалуйста". А у ваших швейников один ответ: "У нас свой бренд, мы хотим его развивать".
Сейчас я понимаю, что это вполне логично. Когда работаешь с известными марками, то это всегда мучительно, долго и в итоге приносит меньше денег. С частниками все решается гораздо быстрее: ты просто приходишь на рынок, выбираешь ткань, скидываешь видео заказчику: мол, берем? При положительном ответе можно сразу приниматься за работу.
— А в чем главная проблема наших швейников?
— Они не рассчитывают реальную стоимость изделий, а сразу накручивают на вещь по 1-3 доллара. Это происходит так: "Я не знаю, сколько это стоит на самом деле, но накину побольше и точно буду в плюсе". Из-за этого цены зачастую слишком высокие.
Например, есть тут одна вязальная фабрика, которая производит прекрасные вещи. К сожалению, они всегда выставляют примерно одинаковую накрутку, независимо от типа изделия. Из-за этого продукция становится дороже китайской в два раза.
— Почему вы вообще решили приехать в Кыргызстан?
— Здесь я уже два года. До этого работала в крупной российской компании в Шанхае. Вообще-то я собиралась ехать в Москву и позвонила в кадровое агентство, чтобы мне подыскали работу.
"Девушка, а вы случайно в Кыргызстан не хотите? Там есть одна очень хорошая вакансия, как будто специально для вас", — сказали на том конце провода.
Я задумалась: а почему бы и нет? Особенно подкупило то, что тут есть русскоязычные школы, а значит, моя дочь сможет спокойно учиться. Сейчас я просто в восторге от вашей страны!
Сначала работала на один проект и консультировала швейников. Потом проект закончился, и бизнесмены предложили мне остаться на хороших условиях.
— Что вас удивило в Кыргызстане?
— Когда я в первый же день пошла в столовую, то заказала чай. Чайник принесли, а чашек не было. Официантка очень удивилась моей просьбе принести стаканы, ведь у меня прямо под носом стояли пиалы. А я как-то и не подумала, что из них пьют чай!
Был еще один гастрономический момент. Как-то принесли нам на работу мясо. Я, как и все коллеги, съела кусочек и поразилась, насколько это вкусно. "Ммм, а что это за мясо такое?" — спросила у коллег. Мне ответили, что это конина. Конина!
Я не ожидала, что тут едят конину, тем более у меня дочь просто боготворит лошадок и пони (смеется).
Еще я в восторге от арыков! Раньше такого никогда не видела, а тут повсюду слышишь гул воды, будто у речки живешь. Мне тут очень нравится: и люди, и климат, и еда — все идеально.
.
Правила комментирования
comments powered by Disqus