Согласно официальным данным, 29,5% таджикистанцев живут за чертой бедности. Однако по подсчетам экспертов, в реальности эта цифра как минимум вдвое выше.
Жительница города Вахдата Мухаббат Хасанова одна воспитывает пятерых детей. Зарплаты дворника в 600 сомони ($63,28) на семью из шести человек катастрофически не хватает. Помогают родственники и в качестве социальной помощи от государства она получает 400 сомони ($42,18) в год. Эта сумма разбивается на четыре части и каждый квартал ей выдают 100 сомони ($10,55).
«В месяц расходы составляют примерно 1000 сомони ($105,46). Сейчас только один мешок муки стоит 200 сомони ($21,09). Годовой помощи хватает всего лишь на один мешок муки, 5 литров масла и по 3 килограмма сахара, макарон, картошки, лука и моркови. Это запас продуктов в лучшем случае на месяц. В остальные 11 месяцев мы видимо должны отказаться и от еды, и покупки одежды», – говорит Хасанова.
По данным начальника Управления демографической статистики, занятости населения и социальной статистики Агентства по статистике Таджикистана Абдували Кулова, за последние 20 лет уровень бедности в стране снизился более чем вдвое.
«Впервые в 1999 году Всемирный Банк вместе с Агентством по статистике определили уровень бедности в Таджикистане, и он составлял 83%. А сейчас он снизился до 29,5%», – говорит Кулов.
Однако достоверность официальной статистики подвергается сомнениям даже на уровне государственных органов. В июне прошлого года председатель нижней палаты парламента Шукурджон Зухуров на заседании депутатов подверг сомнению показатель снижения уровня бедности в стране с 73% в 2003 году до 31% в 2015-м:
«Откуда эти данные и каким образом они были получены?» – вопрошал Зухуров.
Считаем по-своему
Согласно методике Всемирного банка, чертой бедности является доход на одного человека менее 16,6 сомони ($1,9) в день или около 498 сомони ($57) в месяц.
По данным обзора Всемирной продовольственной программы ООН 2018 года, почти половина населения страны живет в бедности:
«Таджикистан является наиболее бедной страной СНГ, где 47% населения живет менее, чем на 1,33 доллара в день, а 17% живут менее, чем на 0,85 доллара», – говорится в обзоре.
Однако с 2008 года, согласно постановлению №379 правительства, бедными в Таджикистане считаются те семьи, в которых на каждого члена приходится менее 50% от минимальной заработной платы – 400 сомони ($42,18).
По словам главы управления по социальной защите населения Министерства здравоохранения и соцзащиты Кудратулло Курбанова, в этом случае семья может претендовать на получение пособия и льгот от государства.
«Граждане в заявлении пишут и подсчитывают все свои доходы: зарплата, пенсия, стипендия. Если при распределении общего дохода сумма выходит больше 250 сомони на каждого члена семьи, то она не будет считаться малоимущей. Сейчас 77 тысяч малоимущих семей получают льготы на электричество. В летнее время они бесплатно получают 200 КВ/час, а в зимнее – 200-250 КВ/час», – рассказывает Курбанов.
Есть и другой способ определения бедности в Таджикистане. В 2014 году правительство приняло постановление №437, которое подразумевает балльную систему оценки благосостояния граждан. Для этого необходимо обратиться в джамоат по месту жительства, получить бланк и заполнить данные о своем имуществе: недвижимость, телевизор, холодильник, машина, скот и т.д.
Затем в течении 10 дней ответственный секретарь джамоата сдаёт собранные заявки в отдел социальной защиты. Уже там эти данные переводят в электронный формат, заполняя опросник из 101 пункта, отмечая доходы и чем владеет семья. За каждый пункт начисляются определенные баллы. Малоимущей семья считается, если она набирает 222 балла. В этом случае для нее открывают расчетный счет в филиалах Амонатбанка.
«Ответственный секретарь должен проверить одну поступившую заявку из десяти. В случае выявления обмана, заявитель не имеет права в течении последующего года повторно обращаться за материальной помощью», – отмечает Курбанов.
Именно по такой системе Мухаббат Хасанова и еще 85 тыс. семьей получают пособие в 400 сомони ($42,18) в год. Эта цифра сформирована из расчета, что льготные 250 КВ\час – это 180 сомони и дополнительно к этой сумме государство добавляет еще 220.
(Не)достоверные данные
Чиновники говорят, что балльный подход оценки бедности бесплатен и предотвращает вероятность коррупции. Однако население в справедливость системы не верит.
Джамила, жительница района Рудаки рассказала, что несколько её соседей получают материальную помощь, несмотря на обеспеченность:
«У моего соседа несколько сыновей находятся на заработках в России и каждый месяц семья получает денежные переводы. Но вдобавок они ещё получают и социальную помощь. Я знакома еще с несколькими такими семьями. Поэтому, не верю, что без «связей» можно добиться получения материальной помощи», – говорит Джамила.
К тому же, по словам некоторых заявителей, расходы на сбор документов порой превышают сумму материальной помощи.
Поэтому эксперты сомневаются в достоверности статистики об уровне бедности в Таджикистане. Экономический обозреватель Зулфикор Исмоилиён говорит, что, занижая данные, Таджикистан хочет показать, что не нуждается в помощи.
«Согласно моим анализам, уровень бедности в Таджикистане составляет 62%. Правительство говорит, что уровень жизни улучшился, а зарплата повысилась. Но даже если зарплата повысилась, цены на продукты тоже выросли, а курс сомони снизился. Даже если таджикистанцы зарабатывают от 500 до 1000 сомони ($52,97–105,94), они все равно находятся за чертой бедности», – отмечает Исмоилиён.
В прошлом году Всемирный банк рекомендовал Таджикистану ограничить уровень рождаемости. По мнению организации, взрывной демографический рост – основная причина бедности, безработицы и трудовой миграции.
Исмоилиён считает, что бороться нужно в первую очередь с безработицей, а это, в свою очередь, позволит снизить уровень бедности. По его мнению, упор нужно сделать на создание новых рабочих мест, чтобы дать людям возможность зарабатывать.
Правила комментирования
comments powered by Disqus