«Инцидент на месторождении «Тенгиз» не первый. Подобные столкновения происходят регулярно последние 10 - 15 лет. Были конфликты с вахтовиками из Китая и Турции — сотрудниками иностранных фирм подрядчиков», — заявил казахстанский политолог Максим Казначеев, комментируя StanRadar.com столкновения на нефтегазовом месторождении на западе Казахстана, в ходе которых пострадали более 40 человек.
Анализируя ситуацию, эксперт отметил, что между людьми «складываются довольно жесткие межнациональные отношения».
«Причина в следующем — традиционно это мононациональный регион. Даже во времена Советского союза никто кроме казахов там не жил. А сейчас, когда появляются вахтовики из других стран — безработное местное население несколько недоумевает, почему они не востребованы, а на все месторождения завозят иностранных специалистов. И их претензии понять можно, точно так же, как можно понимать мотивацию нефтедобывающих компаний, работающих на этой территории», — пояснил он.
По словам собеседника, иностранные подрядчики, например, ливанская кампания, «обязались провести определенный объем строительных и монтажных работ, при этом исполнители все привозят с собой — материалы, часть техники, рабочих, что вполне естественно с точки зрения здравого смысла».
«Если компания берется что-то делать — она делает это с теми инструментами, в качестве которых уверена. А если нанять местную неквалифицированную рабочую силу, то сначала нужно вложит деньги и потратить время на то, чтобы их обучить. Зачем это подрядчику, если их контракт рассчитан на год или два?», — спросил Казначеев.
Дополнительным раздражающим фактором, по мнению политолога, является «совместное проживание на территории и постоянное взаимодействие людей».
«Если бы иностранные компании предоставляли своим сотрудникам отдельные рабочие городки или хотя бы территорию, чтобы они не пересекались с местными жителями — некоторых конфликтов, возможно, удалось бы избежать», — считает он.
Аналитик отметил, что «ситуация в вахтовых поселках в западном Казахстане остается напряженной уже много лет».
«Были более резонансные ситуации, когда дело доходило до драки между казахстанскими и турецкими рабочими, между казахами и гражданами КНР. И они начинались примерно одинаково — ссоры возникали чаще всего на бытовой почве», - напомнил он.
И добавил, что «подоплека у конфликтов предельно простая — персонал из числа казахстанских сотрудников задевает тот факт, что работы, которые, по их мнению, могут выполнять их безработные родственники, делают приезжие из других стран».
«Однако, риски, связанные с некачественными работами, которые могут возникнуть в этом случае — несет компания-подрядчик. Которая, естественно, не готова работать в таких условиях», — подчеркивает он.
Казначеев акцентирует внимание на том, что ситуация, на первый взгляд, кажется ужасной. Но дело спасает то, что иностранные компании налаживают работу и уезжают. Вместе со своими рабочими.
«И проблема как бы рассасывается сама собой. После каждого такого инцидента иностранные компании на какое-то время усиливают бдительность, а потом все становится на круги своя. Люди живут от конфликта до конфликта», — констатировал он.
Отвечая на вопрос о том, какое влияние подобные инциденты имеют влияние на инвестиционную привлекательность Казахстана, Максим Казначеев сказал:
«Эти риски, которые закладываются и учитываются иностранными фирмами, работающими в Казахстане. И, вероятно, менеджеры этих компаний оценивают уровень рисков как приемлемый. Поэтому они готовы это терпеть».
Правила комментирования
comments powered by Disqus