После президентских выборов в Казахстане в республике прошла серия массовых выступлений, ставших одними из наиболее масштабных за последние годы. СМИ писали о задержании сотен человек и переполненных камерах предварительного содержания. Замминистра внутренних дел Марат КОЖАЕВ уже заявил о том, что выступления стали результатом «массированной обработки населения из-за рубежа», которая не могла пройти бесследно. Есть ли, действительно, у протестного движения в Казахстане иностранный след?
Поддержка и финансы
Нет сомнения, что к несанкционированным акциям в Казахстане причастна запрещенная организация «Демократический выбор Казахстана» и фонд «Открытый диалог» (Варшава), контролируемые бывшим министром энергетики Мухтаром АБЛЯЗОВЫМ, находящимся в розыске в Казахстане. Практически все видные участники протеста в прошлом участвовали в структурах Аблязова, а подконтрольные ему ресурсы активно рекламировали акции протеста в Казахстане.
Однако одновременно с этим структуры, активно участвующие в протестной кампании, объединяют связи с узким кругом иностранных спонсоров. Прежде всего, Фондом Сороса, американским агентством USAIDи рядом государственных фондов США.
Среди подписантов декларации о создании движения участников протестов «Оян, Казакстан» («Проснись, Казахстан») большинство – получатели денег от Фонда Сороса в рамках различных программ. Например, Асем ЖАПИШЕВА – организатор ежегодной конференции «Жаз-капм», генеральным спонсором которой выступает республиканский Фонд; экономист Касымхан КАППАРОВ – координатор инициатив проекта «Открытая экономика» фонда «Сорос-Казахстан»; Лейла Махмудова – лауреат правозащитного конкурса Фонда 2019 года.
В протесте участвуют и целые организации, спонсируемые из тех же источников. Так НКО «Казахстанское международное бюро по правам человека» (глава Евгений ЖОВТИС), публично оспорившее результаты выборов и выступавшее в поддержку протестующих – получает средства из Фонда Сороса и структур ассоциированных с USAID. В ходе акций протеста неоднократно задерживались два участника этой организации: Ерлан КАЛИЕВ, который заявил, что получает иностранную финансовую помощь через Жовтиса, и Дмитрий ТИХОНОВ, значащийся в штатном расписании как «специалист по фандрайзингу».
Освещение акций протеста в Казахстане в СМИ активно обеспечивали НКО «Адил Соз» и «Медианет» – получатели крупных грантов Фонда Сороса. Тот же Фонд финансирует издания «Евразиянет», которое наиболее активно освещало протестные акции в предвыборный период, публикуя практически ежедневные «сводки с полей». Корреспондент издания Джоанна ЛИЛЛИС распространял в соцсетях видеозаписи столкновений с полицией.
Практически те же ресурсы, что в последние месяцы активно продвигали информацию о протестах, ранее вели кампании против российско-казахстанского сотрудничества, а позже – против Китая, в связи с событиями в Синьцзяне. В каждом из случаев действия получателей грантов американских фондов, совпадали с интересами Вашингтона.
Совпали ли они в случае протеста?
Активное участие
Если присмотреться внимательней, то участие казахстанцев, финансируемых из США, в беспорядках – не случайный или единичный эпизод. В подготовке протестных акций прослеживается участия тех же людей, что и в революции 2014 года на Украине.
В частности, одним из руководителей аблязовского «Открытого диалога» является Людмила КОЗЛОВСКАЯ, участник обоих украинских «майданов» и бывший активист радикальной группировки «Чорна Пора». Она столь глубоко погрузилась в роль «эксперта по революциям», что в итоге была выдворена из Польши, так как обеспечивала местные акции протеста против слишком консервативного по меркам ЕС правительства в Варшаве.
СМИ также сообщали о тесной связи представителя ДВК в Киеве и главы информационного ресурса «БАСЕ» Айдоса САДЫКОВА с Виталием ПОРТНИКОВЫМ, в прошлом одним из организаторов майдана 2013-2014 гг., а ныне корреспондентом радио «Свобода». Он консультировал, по данным СМИ, Садыкова перед беспорядками в Казахстане в мае-июне 2018-го, ставшими в какой-то мере репетицией недавних выступлений, которые активно освещали и региональная редакция «Свободы», и ее дочерний ресурс «Настоящее время».
Однако этим «совпадения» не исчерпываются. Одним из узнаваемых лиц протеста в Казахстане стал давний работник сферы НКО Димаш АЛЬЖАНОВ, он также вошел в число подписантов упоминавшейся выше декларации «Оян, Казакстан». По странному совпадению, он тоже был в Киеве в 2014 году в составе наблюдательной миссии ОБСЕ. До этого, в 2007-2010 гг., он был директором программ Национального Демократического Института Международных Отношений, финансируемого правительством США. Причем на момент получения столь серьезной работы Альжанов не имел даже диплома о высшем образовании, которое завершил только в 2012-м.
Любопытен еще один момент: в 2008-м, работая в НДИМО, Альжанов параллельно исполнял обязанности модератора клуба «Политон» в Казахстане, который активно сотрудничал с посольством США. Сейчас его преемниками в руководстве клуба стали Жанболат МАМАЙ и Инга ИМАНБАЙ.
В 2015-м они оба участвовали в проекте «Злой казах», реализованном, по данным СМИ, при участии «Фонда Сороса» и «Открытого Диалога». Для участников проекта на территории Кыргызстана проводились тренинги лидеров русского националистического движения, включая Александра Поткина, лидера известной ДПНИ, признанной в России экстремистской в 2011-м. Тема тренингов – создание националистической организации, агитация и использование для раскрутки межнациональных трений. Позже Поткин и Мамай предстали перед судом в России и Казахстане за участие в организованном Аблязовым хищении и выводе на Запад средств казахстанского БТА банка.
Можно еще долго перечислять вертикальные и горизонтальные связи в этом кругу. Но приведенные данные подтверждают, что лидеры и участники протеста 2019 года в Казахстане – это давние участники революционных движений, финансовых схем и американских проектов в России, Казахстане и на Украине.
Многие из них можно назвать сработавшимися вместе «профессиональными революционерами», хорошо известными американским правительственным фондам
Подготовка и стратегия
Зачем же США нужны антиправительственные выступления в Казахстане? Ведь после визита Нурсултана НАЗАРБАЕВА в Вашингтон в 2018 году многие ждали улучшения или сохранения двусторонних отношений.
По сути, роль Казахстана в политике США откровенно второстепенна по сравнению, например, с Китаем. Сегодня Пекин – это основной конкурент и противник Вашингтона, и в торгово-экономической войне, и в борьбе за политическое влияние в Юго-Восточной Азии.
Для Китая Казахстан важен, как источник природных ресурсов и транзитная зона на пути в ЕС. Потребность КНР в газе и нефти чрезвычайно велика, в том числе из-за медленной модернизации многих промышленных мощностей. И дестабилизация ситуации в Центральной Азии нанесла бы серьезный удар по позициям Пекина, и с точки зрения промышленности, и с точки зрения реализации стратегии «Один пояс, один путь».
В январе 2019 года в Бишкеке прошло несколько антикитайских акций, которые переросли в антиправительственные выступления. В этот же период во всех странах региона прошла пресс-кампания с участием «Свободы», «Настоящего времени» и иных финансируемых из США СМИ против Китая с обвинениями в преследовании тюркских народов в Синьцзяне.
Однако, судя по всему, решить поставленные задачи чисто «пиаровскими» методами не удалось. Для Казахстана и Кыргызстана слишком велико значение экономических связей с КНР, которые не могут перевесить никакие националистические кампании. В связи с этим кажется логичным переход к прямому давлению на власти путем создания протестных движений.
В марте-апреле 2019-го в Кыргызстане снова начали проводить тренинги для казахских и кыргызских оппозиционеров. Среди спикеров был Алексей НАВАЛЬНЫЙ, организатор многих протестных кампаний в России, а также представители ассоциации «Агора»: Павел ЧИКОВ, Дмитрий КОЛБАСИН и Рамиль АХМЕТГАЛИЕВ. «Агора» была ликвидирована российским судом за нарушение закона об иностранных агентах, однако продолжает действовать.
Эта организация – дочерний проект «Юридической инициативы открытого общества», также основанной Фондом Сороса. Адвокаты «Агоры», включая Ахметгалиева, были защитниками участников незаконных акций протеста в Ингушетии в 2018 году.
Участники кыргызстанских тренингов, по сообщениям СМИ, учили активистов обеспечивать пиар протестным акциям, выстраивать отношения со СМИ, противостоять полиции и судебным органами. Контакту с аудиторией не мешала даже известная ксенофобская позиция Навального, который в публичных выступлениях неоднократно оскорбительно отзывался о народах Кавказа и Центральной Азии и призывал ограничить их въезд в Россию.
Очень похоже, что речь идет о новом издании проекта «Злой казах», который скоро может вылиться в новые беспорядки в странах СНГ, включая Казахстан.
Иностранный след
Разумеется, в Казахстане, как и в любой стране, есть реальные предпосылки для протеста, включая социальные неравенство, коррупцию, несовершенство законодательства. Однако нет сомнений, что объективное недовольство теми или иными реальными проблемами в данном случае вторично относительно субъективных причин – иностранной поддержки в организации протестов.
Практически все упомянутые в данном очерке лица связаны между собой через программы иностранных фондов, реализующих внешнюю политики США в Центральной Азии. Многие имеют опыт участия в украинском майдане 2013-2014 гг. Проводимые сейчас акции логически укладываются в стратегию Вашингтона по противодействию Китаю и в какой-то мере России.
Таким образом, можно смело говорить о том, что внешние силы играют значимую роль в протестном движении в Казахстане последних месяцев. Более того, это лишь часть общей стратегии организации беспорядков в странах СНГ, сотрудничающих с Пекином, включая Россию и Кыргызстан.
Правила комментирования
comments powered by Disqus