И хочется, и колется. Отношение Киргизии к узбекскому анклаву Сох отныне укладывается в эти два глагола. С одной стороны, Бишкек декларирует желание навести в этом горячем регионе порядок так, чтобы это устраивало всех. С другой стороны, и с третьей, и с четвертой - со всех сторон - изолирует территорию соседнего государства колючей проволокой.
Накануне Сох уже ощетинился первыми двумя километрами. Всего их будет 134. Это общая протяженность границы, которая в последнее время нередко напоминает линию фронта. Решение об установлении заграждений власти республики приняли после инцидента между жителями сопредельных территорий Киргизии и Узбекистана.
Стычка в начале года якобы из-за неправильно установленной линии электропередачи едва не переросла в межгосударственный конфликт. Жители узбекского анклава тогда напали на киргизских пограничников, захватили в заложники около трех десятков обывателей.
Были столкновения, стрельба, ранения. Блокада, устроенная по принципу взаимности Бишкеком и Ташкентом чужим анклавам. Ситуацию удалось более или менее урегулировать. Однако уже тогда местные эксперты предположили, что перемирие будет зыбким и, не исключено, непродолжительным.
Вместе с тем, Киргизия, чтобы не провоцировать соседа, не торопилась обносить его территорию заграждениями. Но в июне узбекские пограничники на кордоне застрелили киргизского гражданина. Практически сразу же Бишкек размотал колючую проволоку, чтобы проблема Соха отсохла раз и навсегда. Этот метод еще называют радикальным средством от головной боли - гильотиной.
Те, кто в материале, не в восторге от действия властей. Пограничная неурегулированность между двумя государствами, говорят они, - это действительно вечный двигатель конфликта. Отсутствие строгого разграничения приводит к тому, что каждая территория вольна трактовать его по-своему, что в итоге и приводит к инцидентам. Тем более, в такой местности, как Ферганская долина.
Самая густонаселенная часть региона как кипящий котел. Любая точка может стать горячей. Споры между жителями возникают в основном из-за использования земли и воды. Это историческое "наследство", и его едва ли можно законсервировать "колючкой".
К тому же, и киргизские граждане из соседних с Сохом поселений не видят в этом ни логики, ни логистики. Единственная трасса, которая связывает Баткенскую область с Бишкеком, проходит именно через узбекский анклав. Здесь и киргизы закупают продукты, берут питьевую воду, торгуют, получают медицинскую помощь. Карантин - это удар и по их укладу тоже.
Но, видимо, для республиканских властей это тот случай, когда бить надо своих, чтобы чужие напряглись. За последними дело не станет. Ташкент легко может перекрыть все коммуникации в направлении Баткена, и сомнительно, чтобы Бишкек смог этому как-то противостоять. Так что, сколько проволоке не виться, а конца все равно не видно.
Правила комментирования
comments powered by Disqus