90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Как Бишкек остановил войну в Таджикистане — откровения дипломата из КР

10.07.2019 15:30

Политика

Как Бишкек остановил войну в Таджикистане — откровения дипломата из КР

В конце июня в Таджикистане отметили День национального единства. История этого праздника трагична и сложна. Какова роль властей КР в его появлении, рассказал кыргызстанский дипломат.

27 июня 1997 года в Москве представители официальной власти Республики Таджикистан и Объединенной таджикской оппозиции подписали "Общее соглашение об установлении мира и национального согласия". Это означало прекращение гражданской войны, которая началась в 1992-м.

Жертвами братоубийственного конфликта, по официальным данным, стали более 100 тысяч человек, миллионам жителей республики пришлось спасаться бегством.

27 июня в РТ отмечается государственный праздник — День национального единства (или День национального примирения). К сожалению, не все знают, как способствовали прекращению войны в соседней республике первый президент Кыргызстана, отечественные дипломаты и офицеры военной разведки.

Участник этого процесса, председатель общественного объединения "Дипломаты Кыргызстана" Эрик Асаналиев рассказал Sputnik о почти забытой странице истории. 

— Каковы были предпосылки для начала гражданской войны в Таджикистане?

— Причиной стала борьба за власть между двумя политическими группами, однако ей предшествовали политические и социально-экономические перемены в стране, инициированные еще руководителем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым. Перестройка привела к изменениям в политике всех союзных республик. В прибалтийских и закавказских стали формироваться так называемые "народные фронты", одновременно возрождались националистические и религиозные идеи.

В конце 1980-х годов идея возрождения национальной и религиозной самобытности стала популярной и в Таджикистане. У власти еще была коммунистическая партия, с ней и начали бороться новые силы, вставшие под знамя ислама. Тогдашняя политическая элита оказалась не готова к такому вызову. Ситуацию усугубил начавшийся после развала СССР спад экономики, который сильно ударил по уровню жизни населения.

Кроме того, развитию кровавого конфликта в Таджикистане способствовала неутихающая война в соседнем Афганистане. Этот конфликт был на руку и криминальному миру: благодаря ему появилась возможность наладить устойчивый наркотрафик из Афганистана в Россию и Европу, а также нелегальную продажу оружия. 

— Кто в Кыргызстане сделал первые шаги для урегулирования ситуации?

— С первых дней войны бил тревогу бывший председатель КГБ Киргизской ССР генерал Жумабек Асанкулов. Он оперативно оценил обстановку в Таджикистане и сразу доложил президенту Аскару Акаеву, что там идет полноценная война, которая может перекинуться в нашу страну. Генералу удалось убедить Акаева и его команду — ему дали карт-бланш.

Я помню, как Асанкулов написал в записке на имя президента, что надо укреплять границы, быть готовыми к приему беженцев и оказанию гуманитарной помощи, а у руководства КР должна быть политическая воля, чтобы содействовать примирению сторон. Жумабек Асанкулович верно отметил, что будут доминировать мелкие диверсионные группы, которые прошли специальную подготовку, поэтому нашей армии необходимо создавать силы специального назначения.

Опираясь на соратников из военной разведки, Асанкулов в сотрудничестве с Россией и соседними странами начал процесс урегулирования конфликта в Таджикистане. Как и предсказывал генерал, через некоторое время стали прибывать беженцы, в том числе этнические кыргызы. Кыргызстан тогда впервые начал активно сотрудничать с УВКБ ООН. 

— Кстати, почему ООН отказалась отправлять миротворческие силы в Таджикистан?

— Отказ был мотивирован тем, что организация не может финансировать содержание миротворцев в этой стране. Естественно, тут сказалось влияние США. Американцы считали, что война в РТ ослабит Россию и ее союзников. Они тогда были заняты установлением своего влияния в Афганистане. Будучи в ООН по другим делам, я встречался с американскими коллегами. На вопрос: "Почему вы не вмешиваетесь в гражданскую войну в Таджикистане?" — они ответили: "Мы заняты Афганистаном, а Таджикистан — сфера влияния России".

В этих условиях РФ объединилась с Кыргызстаном, Казахстаном и Узбекистаном и вновь обратилась в ООН с предложением создать миротворческие батальоны из своих вооруженных сил. Организация была вынуждена согласиться. Кстати, ООН впервые разрешила государствам, сопредельным с очагом конфликта, использовать своих миротворцев. Объединенные батальоны внесли огромный вклад в установлении мира в Таджикистане.

Интересно, что первыми свои посольства в Душанбе открыли Россия, Германия, Турция и США. Следом за ними — Кыргызстан. Мы стали налаживать тесные контакты и с официальным Душанбе, и с Объединенной таджикской оппозицией, внимательно изучали их действия и цели.

В целях примирения противоборствующих сторон ООН организовала переговоры в Москве, Ашхабаде, Исламабаде и Алматы. Одна встреча состоялась даже в воюющем Афганистане, в городе Хосте. К сожалению, я не мог принять участие в афганском раунде переговоров, но в течение четырех лет участвовал во всех других. Систематически докладывал руководству Кыргызстана о ситуации в Таджикистане и о ходе переговоров, эта информация использовалась для выработки единой стратегии урегулирования.

К тому времени у Бишкека уже был положительный опыт посредничества: в 1994 году удалось добиться прекращения огня между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе. 

— Какие трудности возникали во время межтаджикских переговоров?

— Во время переговоров в Москве правительственная делегация Таджикистана пыталась давить на вторую сторону. А в ходе переговоров, которые проводились в Иране, Пакистане и Афганистане, оппозиция, опираясь на помощь этих государств, тоже предпринимала попытки диктовать противнику свои условия. В то же время власти Ирана, пользуясь историческими связями с РТ, пытались доминировать на межтаджикских переговорах.

Во время одного из раундов, который проходил в апреле 1994 года в Москве, ко мне обратился руководитель делегации официального Душанбе. Он попросил, чтобы я передал Аскару Акаеву просьбу таджикского правительства: оно хотело, чтобы именно Кыргызстан послужил мостом для противоборствующих сторон. После этого уже на других переговорах и таджикская оппозиция попросила Бишкек взять на себя посреднические функции. Это произошло потому, что обе стороны убедились: Кыргызстан не вмешивается во внутренние дела Таджикистана и придерживается нейтралитета. Именно в Бишкеке 16-18 мая 1997 года официальные власти РТ и Объединенная таджикская оппозиция подписали протокол о политических вопросах. 

В этой истории есть один немаловажный момент: во время межтаджикских переговоров в Бишкеке, когда Акаеву удалось уговорить стороны подписать протокол, умерла его мать. Несмотря на трагическое обстоятельство, он три дня участвовал во всех раундах переговоров и добился судьбоносного решения.

Именно на основе Бишкекского протокола 27 июня в Кремле таджикское правительство и оппозиция подписали соглашение об установлении мира и национального согласия в РТ. Таким образом, лидеры стран СНГ продемонстрировали политическую волю и, используя все возможные ресурсы, смогли остановить гражданскую войну в Таджикистане.



 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Показать все новости с: Аскаром Акаевым

10.07.2019 15:30

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Досье:

Ташполот Балтабаевич Балтабаев

Балтабаев Ташполот Балтабаевич

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
58

киргизских депутатов имеют оружие

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31