Протестное движение в Казахстане начинает утихать, но накопленным им политический и медийный капитал может быть использован вновь. В том числе в интересах зарубежных игроков, с которыми прослеживают связи лидеров протеста.
Получают ли они деньги от иностранных фондов? Связаны ли правительственными структурами США? Имеют ли собственность и гражданство за рубежом? Об этом наше новое расследование.
Смена караула
В июне произошел весьма любопытный казус. 19 числа было представлено объединение под брендом «Республика», участников протеста, движения «Оян, Казахстан» («Проснись, Казахстан»), движения «Республика» и фонда «Еркиндик канаты» («Крылья Свободы») .
А 20 июня, на следующий день, - оппозиционное объединение «Жана Казахстан» с участием политиков, живущих как в Казахстане, так и зарубежом, заявило о прекращении свой деятельности. Хотя еще месяц назад эту группа держалась бодрячком: планировала участвовать в парламентских выборах и проводила в Париже совместную конференцию с официально зарегистрированной Социал-Демократической Партией «Акикат».
Движение «Жана Казахстан» многими воспринималось как открыто проамериканское. Вскоре после учредительного съезда в Брюсселе делегация «Жана Казахстан» посетила Вашингтон и была принята, по словам участников, в Госдепе, Совете Безопасности, Сенате, USAIDи ряде аналитических центров. Там они презентовали свой меморандум «О признании геноцида казахов», чем остро напомнили об украинских событиях .
Скоропостижный роспуск одного связанного с США движения на фоне формирования другого – наводит на мысль о связи между этими событиями.
Логично предположить, что после визита Назарбаева в США, в начале 2018 года, Вашингтон мог делать ставку на создание легальной прозападной партии, однако процесс шел медленно и влияние «Жана Казахстан» практически не росло.
А к концу года на фоне тяжелых переговоров с Китаем президенту Дональду ТРАМПУ, готовящемуся к перевыборам, остро нужны были новые рычаги влияние на ситуацию в сопредельных с Китаем государствах, особенно поставляющих сырье для китайской промышленности и предоставляющих транзитные пути для поставок в Европу.
Рычаги, которые бы позволили создать угрозу интересам Пекина и заставить его пойти на уступки. Вполне вероятно, что США потребовались новые люди и организации для решения поставленных задач.
Новые лица протеста
О движении «Оян, Казахстан» мы уже кратко рассказывали в прошлый раз. Декларацию о его создании 5 июня 2019 года представили пять человек, четверо из которых – активные участники программ Фонда Сороса и иных иностранных центров. Пятый, политолог Димаш АЛЬЖАНОВ – бывший координатор программ Национального демократического института международных отношений (NDI) – американского центра, созданного правительством США , и участник наблюдательной миссии ОБСЕ на Украине (2014) .
Близкие связи с грантодателями из США обнаруживаются и в иных случаях. Например, в результате беглого поиска нами было найдено минимум пять недавних проектов «Крыльев свободы», осуществлявшихся при финансовой поддержке посольства США, «Фонда Сороса» и «FreedomHouse». Кроме того, партнерство «Крыльев» и «Фонда Сороса-Казахстан» зафиксировано даже на уровне фейсбук-аккаунтов.
В качестве спикера и представителя «Республики» в СМИ фигурирует журналистка Бэлла ОРЫНБЕТОВА , которая ранее редактировала нейтральный интернет-ресурс и вела радиопрограмму, посвященную социальных сетям. Из ее публичных выступлений можно заключить, что к идее присоединиться к оппозиции она пришла в марте из-за несогласия с информационной политикой властей.
По совпадению, уже в апреле она вошла в список получивших гранты НКО «Интерньюз» , крупного оператора средств американского USAID в регионе. А в мае-июне включилась в активную оппозиционную деятельность.
Сам «Интерньюз» уже становился объектом журналистских расследований в связи с поддержкой участников беспорядков в Казахстане. Речь, например, о редакторе газеты «Уральская неделя» Лукпане АХМЕДЬЯРОВЕ, который с группой из четырех журналистов задерживался за участие в беспорядках в Уральске – и в 2019-м, и в 2018-м. Причем на последней акции он оказал сопротивление стражам порядка .
По данным журналистского расследования, до этого Ахмедьяров при поддержке структур «Интерньюз» готовил и публиковал материалы против испытаний российской военной техники на полигоне «Капустин Яр» с несколько невнятными ссылками на вопросы экологии. А еще ранее – оказывал поддержку движению «белых лент» в России в 2012-м.
По еще одному странному совпадению, перечень совместных требований «Республики» и «Проснись, Казахстан» также включает – запрет строительства в Казахстане АЭС по российским технологиям. То есть опять речь идет о попытках блокировать сотрудничество с Россией со ссылками на экологические угрозы.
Словно по одной схеме.
Зарубежный актив?
В ходе нашего расследования мы обнаружили любопытные факты, касающиеся жизни за рубежом уже упоминавшегося Димаша Альжанова, лидера «Оян, Казахстан».
Оказалось, что на его имя на Украине зарегистрирована пиар-фирма с красивым названием «Зе Лайт» (Киев, Проспект Палладина, 46) . (Версия, что речь о его тезке, однофамильце, земляке, соседе, одновременно с ним работавшем на Украине, – кажется сомнительной).
Ее небольшой уставной капитал и отсутствие какой-либо зарегистрированной активности – вызывали вопросы, пока мы не обнаружили, что контактный телефон «Зе лайт» значится за компанией «Консультационный портал по услугам ОВИР» , предоставляющей услуги по получению гражданства Украины. К этому же номеру привязаны еще минимум две фирмы на имя иностранных граждан в Киеве, обе с такой же нулевой активностью.
Создается впечатление, что компания помогает с регистрацией собственности, чтобы ускорить получение гражданства для иностранцев.
В Киеве живут многие казахстанские политэмигранты старой волны, включая членов ДВК Аблязов. Не следует ли по их стопам новая оппозиционная генерация?
Некоторые итоги
Расследование о зарубежных связях участников протестного движения в Казахстане и НКО вызвало большое внимание и отклики. Некоторые герои предыдущего материала угрожали «достать» редакцию и ресурсы, перепечатывающие материал.
Как автор я ответственно заявляю о полной и единоличной готовности отстаивать свою позицию и приведенные факты в суде, но намерен игнорировать пустые угрозы.
Мне представляется, что участникам протеста, если они считают свою историю сотрудничества с иностранными финансовыми и политическими структурами компрометирующей, - не стоит предъявлять претензии к тем, кто лишь беспристрастно фиксирует и анализирует реальность. Меня же как исследователя интересует именно очередной пример формирования среди участников грантовых программ американских фондов костяка протестных движений, поразительно отвечающих региональным интересам Вашингтона.
Правила комментирования
comments powered by Disqus