Что заставило президента Кыргызстана прилететь в Москву?
Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков 11 июля с однодневным визитом посетил Москву и встретился с российским лидером Владимиром Путиным. Многие СМИ, анализируя причины для встречи, отметили, что она была неожиданной, однако так ли это на самом деле. Эксперт АНО «Институт исследований Центральной Азии» Альберт Белоглазов рассказывает о наиболее актуальных поводах для проведения переговоров на уровне глав государств в эти дни.
«Визит Сооронбая Жээнбeекова не был настолько неожиданным, как его представляют в некоторых СМИ»
Согласно официальной информации, встреча лидеров Кыргызстана и России была необходима, чтобы «сверить часы» в области реализации договоренностей, достигнутых по результатам государственного визита Владимира Путuна в марте текущего года. Однако многих столь сухая сводка по итогам переговоров президентов не устроила, и начали появляться самые разные предположения, почему сразу после визита в Швейцарию, Сооронбай Жээнбeков направился в Москву.
Версий было высказано множество – от срочного обсуждения вопросов безопасности, в том числе борьбы с развитием наркотрафика на территории Кыргызстана, до выяснения нюансов противостояния действующего президента Республики Киргизия с его предшественником.
«Визит Сооронбая Жээнбeкова не был настолько неожиданным, как его представляют в некоторых СМИ. После переговоров во время мартовского государственного визита В.В. Путина в Киргизию было принято Совместное заявление Президентов. А в нем завершающий 20 пункт информировал, что «Президент Российской Федерации В.В. Путuн пригласил Президента Киргизской Республики С.Ш. Жээнбекова посетить Российскую Федерацию с ответным визитом. Предложение было с благодарностью принято».
Так что специалисты, внимательно следящие за развитием российско-киргизских отношений, не были удивлены. Встреча Путина и Жээнбекова обязательно должна была состояться до осени, ибо Киргизия председательствует в OДКБ, а в ноябре планируется саммит Организации в Бишкеке. Важно было согласовать вопросы её деятельности и повестку саммита», - обозначил Альберт Белоглазов.
Одна из главных внутренних проблем организации – в ней с ноября 2018 года нет Генерального Секретаря, отметил эксперт. Напомним, после того, как в Армении завели уголовное дело на последнего генсека генерала Юрия Хачатурова за разгон оппозиции еще в 2008 году, его полномочия в OДКБ были прекращены, а новый генсек не назначен из-за разногласий между членами Организации. Этот вопрос однозначно должен быть решен на саммите, а кандидатура должна быть согласована заранее.
«Естественно, OДКБ занимается и более широкими вопросами безопасности. В первую очередь это, конечно, противодействие радикальным исламистам. Известно, что значительное количество участников террористических организаций после разгрома на Ближнем Востоке возвращаются в Центральную Азию, в том числе и в Киргизию. Потому увеличивается количество учений OДКБ в регионе. В текущем году запланированы шесть учений – три в России, два в Таджикистане и одно в Киргизии.
Причем начало будет положено в августе учениями «Гром - 2019» именно в Киргизии. В них примут участие подразделения антинаркотических служб OДКБ. С 2012 года такие антинаркотические учения проводятся регулярно. К сожалению, один из основных каналов наркотрафика в Россию проходит из Афганистана через таджикистанский Горный Бадахшан в Киргизию, в ее южные области – Баткенскую и Ошскую, а оттуда - на север республики, и далее через Казахстан», - рассказал Белоглазов.
«Большую роль в обеспечении безопасности в Центральной Азии играет объединённая военная база России в Киргизии…»
Кроме того, по мнению аналитика, большую роль в обеспечении безопасности в Центральной Азии играет объединённая военная база России в Киргизии. В январе 2017 года четыре военных объекта РФ – авиационная база в Канте, испытательная база на озере Иссык-Куль, узел дальней связи военно-морского флота, и сейсмостанция были объединены.
В последнее время киргизские власти предлагали дополнить их еще одним объектом – сухопутной базой в Баткене или Джалал-Абаде, причём не только из соображений безопасности, но и с целью экономического развития южных регионов. Однако в марте решение об этом так и не было принято, а президенты лишь внесли изменения в уже существующий договор о военной базе. В частности, была расширена её площадь и были упомянуты особенности применения беспилотников. Возможно, вопрос о новой российской военной базе всё еще на повестке дня.
«Конечно, на встрече Президентов традиционно поднимались и вопросы двусторонних отношений. Ведь во время мартовского визита В.В. Путина в Бишкек было подписано два десятка соглашений, а если считать с документами отраслевых министерств и компаний – то более пятидесяти. Теперь необходимо обсудить ход их реализации. А почему не были детально описаны все темы переговоров на официальных ресурсах? Это вполне распространённая практика, особенно если затрагиваются вопросы безопасности», - пояснил эксперт.
Что касается швейцарского визита Сооронбай Жээнбекова, вряд ли он вызвал беспокойство России. Ведь на встрече с президентом Швейцарии Ули Маурером было подписано лишь четыре документа о взаимопонимании - в сферах сельского хозяйства, туризма, управления водными ресурсами, реабилитации систем водоснабжения. Президент Швейцарии не является главой государства, и подобные документы никого ни к чему не обязывают.
«Самый актуальный для России вопрос – это, конечно, вопрос интеграции Киргизии в ЕAЭС…»
«Самый актуальный для России вопрос – это, конечно, вопрос интеграции Киргизии в ЕAЭС. Киргизия последней из членов организации присоединилась к ней в мае 2015 года. Интересно, что прирост ВВП у нее за прошедший год был самым высоким из всех пяти участников Союза – 4 %, - во многом благодаря его возможностям. Однако она не до конца интегрирована в организацию из-за сопротивления ряда крупных трансграничных торговцев и аффилированных с ними чиновников, несущих потери», - подчеркнул Альберт Белоглазов.
Например, бишкекский рынок Дордой, крупнейшая перевалочная база для «серых» китайских товаров, имевший ранее доход, сопоставимый с ВВП Республики, после вхождения в ЕAЭС заметно снизил обороты торговли, а бенефициары не хотят с эти мириться, заметил Белоглазов.
«К слову, на мартовской встрече Сооронбай Жээнбeков высоко оценил поддержку России в адаптации страны к условиям ЕAЭС, ведь она выделила на эти цели безвозмездно 200 миллионов долларов. И теперь настало время поговорить об их целевом расходовании. Это довольно чувствительная тема, подробности обсуждения которой также лучше не выносить на публику», - добавил аналитик.
«Актуальная тема – железная дорога Китай - Киргизия - Узбекистан»
Есть и еще одна актуальная тема для переговоров - железная дорога Китай-Киргизия-Узбекистан. Республика давно лоббирует в рамках ШОС и «Одного пояса, одного пути». При этом не секрет, что киргизский маршрут не является основным в инфраструктурных планах Китая – предпочтение там отдаётся дорогам через Казахстан, подчеркнул Альберт Белоглазов.
«Граница Китая и Киргизии небольшой протяженности и с весьма сложным горным рельефом. К тому же, киргизская дорога построена по российскому стандарту в 1520 мм, а в Китае колея 1435 мм. Строительство потребует огромных капиталовложений и большого логистического хаба наподобие Хоргоса, с точки зрения Китая это нерентабельно.
Потому Киргизия и уповает на помощь РЖД. Однако не думаю, что эта дорога была в центре краткой беседы президентов. Для её строительства гораздо важнее отраслевые согласования РЖД с компанией «Кыргыз темир жолу», - считает эксперт.
По итогам встречи в СМИ в качестве возможных тем для переговоров президентов обращалось внимание и на тему так называемых «хвостохранилищ», расположенных в Киргизии еще с советских времен. Альберт Белоглазов отметил, что работы по их консервации идут постоянно в рабочем режиме.
«На территории Киргизии расположены три старых урановых хранилища - Мин-Куш, Майлуу-Суу и Шекафтар - и Россия помогает проводить реабилитацию первых двух. Еще год назад была составлена документация по обеспечению безопасности местных жителей и сотрудников, проводящих рекультивацию, также был решен вопрос о первоначальном финансировании в объеме до 55 млн долларов. Однако этим занимается госкорпорация «Росатом», и обсуждать данный вопрос в спешном порядке президентам нет особой необходимости», - убежден аналитик.
В завершение отметим, что Киргизия - важный стратегический партнер и союзник России в Центральной Азии. А между союзниками чем больше встреч, тем лучше - и государственных, и кратких, даже проездом из третьих стран. В текущем году В.В. Путuн уже дважды побывал в Бишкеке – кроме упомянутого мартовского государственного визита еще на саммите ШOС в середине июня. А Сооронбай Жээнбeков в 2019 году до вчерашнего визита приезжал только один раз – на неформальную встречу в Сочи 9 февраля. Так что теперь баланс соблюдён.
Правила комментирования
comments powered by Disqus