«Горнорудная отрасль Киргизии — одна из немногих привлекательных сфер для инвесторов. Именно поэтому крайне важно не допускать споров по ранее достигнутым договоренностям. Но этого не происходит. Вместо окончательного решения проблемы Бишкек предпочитает временные полумеры. И причин такой тактики, на мой взгляд, две», — российский экономист, глава Евразийского Аналитического клуба Никита Мендкович поделился со StanRadar.com видением ситуации вокруг двух крупнейших золоторудных месторождений Киргизии — «Кумтору» и «Джерую».
StanRadar.com: В конце июля истек срок очередного временного соглашения по руднику «Кумтор». Не приведет ли это к новому конфликту вокруг проекта?
- «Кумтор» — это традиционно проблемный проект, связанный с отстаиванием прав собственности, искусственными экологическими скандалами, громкими медийными кампаниями и иными тяжелыми для канадского инвестора ситуациями.
Окончание сроков действия временного соглашения создает определенную почву для давления государственных органов на инвесторов с целью получения дополнительных вненалоговых поступлений — как в республиканский бюджет, так и в бюджет области пребывания.
Учитывая опыт «Кумтора» и вопрос получения дополнительных средств с проекта, ситуация может повториться и с другим золоторудным месторождением. Я имею в виду рудник «Джеруй» в Таласской области.
StanRadar.com: Почему последние несколько лет работа на «Кумторе» регламентируется временными соглашениями? Неужели стоимость добычи золота и цена этого драгметалла на мировом рынке столь нестабильна?
- Вы же понимаете, что дело не в стоимости добычи. Безусловно, Бишкеку стоило бы заключить окончательное соглашение по руднику еще несколько лет назад. Ведь подвешенное состояние одного из немногих работающих проектов в республике мешает развитию экономики всей страны.
Повторю то, что говорил уже много раз. Горнорудная отрасль Киргизии — одна из немногих привлекательных сфер для инвесторов. Именно поэтому крайне важно не допускать споров по ранее достигнутым договоренностям.
Но этого не происходит. Вместо окончательного решения проблемы Бишкек предпочитает временные полумеры. И причин такой тактики, на мой взгляд, две.
Первая — политическая. Это эхо тяжелых событий 2010 года (в апреле 2010 года произошел второй вооруженный переворот в истории Киргизии — прим. StanRadar.com), вслед за которыми случилась практика массового осуждения коррупционных практик прежнего руководства страны и желания пересмотреть условия по самым коммерчески успешным проектам.
Подобный подход можно считать популярным в обществе. Это определенная демонстрация готовности бороться с коррупцией. Причем не так важно наличие коррупционной составляющей, как возможность перераспределения имеющихся ресурсов.
Вторая причина — экономическая. Киргизия периодически сталкивается с дефицитом или угрозой дефицита бюджета, и инвесторы могут восприниматься как легкодоступный источник дополнительных отчислений в госказну.
StanRadar.com: Ваш прогноз по ситуации — инвесторы продолжат работу по временным соглашениям до самого истощения рудника?
Мой прогноз — умеренно-позитивный. В нынешней ситуации сохраняется возможность работы канадских инвесторов на «Кумторе» по временным соглашениям. С другой стороны, у меня есть надежда, что ситуация далека от конфликтной.
Есть надежда и на то, что стороны решат вопрос и по второму руднику, на котором будут работать российские инвесторы.
Правила комментирования
comments powered by Disqus