90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Наиболее оптимальная стратегия для поддержания индо-туркменских энергетических связей

19.08.2019 15:30

Политика

Наиболее оптимальная стратегия для поддержания индо-туркменских энергетических связей

Ждать и смотреть

Было бы целесообразным реально оценить геополитическую и экономическую динамику в Афганистане и Пакистане, прежде чем продолжать какие-либо строительные работы.

С самого начала разработки проекта газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ) в некоторых кругах энергетического и стратегического сообщества Индии всегда сохранялось сомнение в реальности его практической реализации. Было чувство, что с учетом характера предсказуемой нестабильности в транзитных странах, проект газопровода с самого начала был нежизнеспособным. И чувство это за прошедшие шесть лет только укрепилось.

Даже несмотря на состоявшуюся в Туркменистане в декабре 2015 года церемонию закладки строительства, статус проекта трубопровода остается неясным. Кроме того, в 2018 году уже якобы началось строительство афганского участка.

Однако за последние несколько месяцев появились сообщения о том, что Туркменистан только предпринимает усилия по приобретению стальных труб для строительства газопровода ТАПИ. Независимо от того, началось ли строительство на территории Туркменистана или нет, из доклада аналитика Брюса Паннье следует, что Туркменистан, несмотря на все задержки, угрожающие вводу газопровода ТАПИ в эксплуатацию, по-прежнему надеется экспортировать свой газ на рынки Южной Азии.

Если, как отмечается в докладе, Туркменистан все же намерен продвигать проект строительства ТАПИ, то самым разумным решением на текущий момент было бы действовать более сдержанно.

Несмотря на то, что Туркменистан уже несколько лет ищет необходимые для своей экономики выходы на новые рынки сбыта природного газа, необходимо понимать, что сейчас не время для форсирования строительства газопровода ТАПИ.

Исходя из интересовТуркменистана, понятно, почему он решил начать строить свой участок. Беря на себя инициативу, он старается мотивировать другие заинтересованные стороны не терять внимания к проекту.

При нормальном развитии ситуаци такой шаг мог бы принести значительные дивиденды, поскольку побудил бы другие страны, компании и банки поддержать строительство трубопровода. Тем не менее, для Туркменистана было бы целесообразным реально оценить разворачивающуюся геополитическую и экономическую динамику в транзитных странах - Афганистане и Пакистане, прежде чем продолжать какие-либо строительные работы на данном этапе, поскольку они могут только увеличить нагрузку на туркменскую экономику.

Афганистан действительно проявляет проявляет интерес к строительству газопровода и факт, что талибы также его поддерживают. Тем не менее, на данном этапе еще не совсем очевидно, насколько выгодным это строительство может стать для Афганистана.

Кроме того, учитывая состояние пакистанской экономики, нетрудно предположить, что Пакистану, несмотря на его стремление реализовать ТАПИ для удовлетворения своих геоэкономических, энергетических и политических устремлений в Центральной Азии, будет трудно профинансировать строительство своего участка. Уже сообщалось, что Пакистан ожидает от Туркменистана пересмотра цен на газ, поставляемый по ТАПИ.

Эти сообщения лишний раз свдетельствуют, что импорт туркменского газа на данном этапе может оказаться для Пакистана слишком дорогим. Это также можно рассматривать как скрытое признание Пакистана в том, что он не уверен в коммерческой жизнеспособности проекта газопровода ТАПИ. Вдобавок, в результате развития событий в индийском штате Джамму и Кашмир дипломатические и экономические отношения между Индией и Пакистаном сильно ухудшились.

Учитывая настолько разноплановые препятствия в процессе реализации проекта газопровода ТАПИ, Туркменистану следовало бы вступить в переговоры с Ираном и Индией с тем, чтобы изучить возможность использования комбинированного сухопутно-морского транспортный маршрут доставки туркменских энергоресурсов через иранский порт Чабахар. Одновременно с этим, Туркменистан должен учитывать ограничения для Индии в осуществлении торговли энергоносителями с Ираном и через Иран, учитывая надвигающуюся на него угрозу санкций со стороны США. Если американские санкции будут введены, этот вариант станет проблематичным.

Таким образом, наиболее разумным шагом для всех заинтересованных стран региона на этом этапе было бы подождать и осмотреться.

Это время можно было бы использовать для подготовки технико-экономических обоснований, определения логистических проблем и возможностей, конкретных маршрутов, планирования необходимой инфраструктуры, поиска источников финансирования и так далее, для того, чтобы в будущем, дождавшись подходящего момента, начать поставки энергоресурсов по сухопутно-морскому маршруту.

Во-вторых, Индия, Иран и страны Центральной Азии могут также использовать паузу для взаимного ознакомления с динамикой развития энергетического сектора своих экономик и обмена мнениями о меняющихся тенденциях и моделях глобальных энергетических рынков.

Устойчивый диалог по вышеуказанным вопросам может позволить Индии ближе познакомиться с тенденциями современной торговли и приступить к развитию сетей вдоль Международного транспортного коридора Север-Юг. В дополнение к этому, Индия также обязана вступать в диалог с Соединенными Штатами при любой возможности и выражать недовольство последствиями американских санкций для энергетического и стратегического взаимодействия Индии с Ираном и Центральной Азией в целом.

Для Туркменистана предложенный сухопутно-морской транспортный вариант означает вероятность последующего более благоприятного развития геополитической ситуации в регионе. Тем не менее, учитывая перспективу широкого доступа к желанным энергетическим рынкам Южной Азии и остальной части земного шара, которую открывает использование комбинированных транспортных путей, возможно, действительно стоит подождать.

Тем временем, Индии и Туркменистану имело бы смысл сосредоточиться на дальнейшем укреплении двусторонних отношений. В различных аналитических работах, в частности статье, подготовленной Адамом Хагом для доклада Центра внешней политики, показана обескураживающая картина, сложившаяся в туркменской экономике. В том же докладе Брюс Паннье говорит о нехватке продовольствия в Туркменистане.

В этом контексте Индия действительно может задуматься о том, чтобы вмешаться и вступить в диалог с туркменскими коллегами, для того чтобы оценить состояние экономики Туркменистана. Если позволит ситуация, и учитывая давнюю дружбу между двумя странами, Индии следует рассмотреть вопрос о предоставлении Туркменистану финансовой и материальной помощи в виде поставок продовольствия.

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://www.gundogar.org/?02340518886000000000000011000000

19.08.2019 15:30

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Чыныбай Акунович Турсунбеков

Турсунбеков Чыныбай Акунович

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
8,31 млн

численность населения Таджикистана на 1 января 2015 года

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Апрель 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30