90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Школьный рэкет в Кыргызстане: когда молчание не золото

13.09.2019 13:30

Общество

Школьный рэкет в Кыргызстане: когда молчание не золото

«Большинство мер против школьного рэкета носят формальный характер, а в действительности никак не влияют на ситуацию. Индивидуального подхода к нарушителям нынешняя система не предусматривает», –  отмечает в своей статье исследователь Анна Зубенко, написанной специально для CABAR.asia.

  • Школьный рэкет приобретает новые формы и часто происходит вне школ;
  • В подростковой среде процветает криминальная субкультура, которая провоцирует школьный рэкет;
  • Такое положение дел складывается из-за отсутствия возможностей позитивной самореализации у подростков. Потенциал молодых людей не направляется в созидательное русло и приобретает агрессивные формы;
  • Должностные лица предпочитают молчать о наличии проблем с рэкетом, что усугубляет ситуацию;
  • Без участия правоохранительных органов проблема не решается – виновные чувствуют свою безнаказанность, а жертвы – беззащитность;
  • Родители сосредоточены на удовлетворении базовых потребностей ребенка (еда, одежда, обучение), в то время как эмоциональное состояние и потребность в поддержке игнорируются;
  • Существующая система профилактики не предусматривает индивидуального подхода к детям, что негативно сказывается на эффективности профилактических мер.

 19 января 2017 года в Кочкорском районе Нарынской области между учащимися десятого класса  произошла драка, один из которых погиб от ножевого ранения, а другой госпитализирован в тяжелом состоянии. 6 декабря 2017 года в городе Майлуу-Суу восьмиклассник покончил с собой. В декабре 2018 в Бишкеке девятиклассник попал в больницу с травмой головы и сотрясением мозга. В мае 2019 года ученик 9 класса бишкекской школы №48 умер в больнице, не приходя в сознание после драки.

Эти три случая связаны между собой одним фактором – вымогательством и насилием в школах Кыргызстана. Однако немного таких фактов придаются огласке – милиция и администрации школ либо не признают наличие рэкета в школах вовсе, либо сильно преуменьшают масштаб проблемы. Молчат и дети, ставшие жертвами. Они не могут довериться ни родителям, ни педагогам. Именно «замалчивание» проблемы, по мнению многих экспертов, мешает искоренить школьный рэкет.

Чем опасен школьный рэкет?

Понятие «рэкет» пришло из “лихих” 1990-х, из периода расцвета организованной преступности. Под рэкетом, как правило, подразумевается вымогательство финансовых или иных средств в обмен на покровительство. В отличие от рэкета в обычном понимании, понятие «школьный рэкет» включает в себя целый ряд проблем. Это не только вымогательство денег и ценностей, которое чаще всего сопровождается физическим насилием, но и психологическое насилие – оскорбления, запугивание, угрозы и эксплуатация.

Некоторые исследования по этой тематике показывают, что рэкет в школах обретает новые формы, которые сложно идентифицировать и отнести к какому-либо правонарушению. Так, опрошенные в 2016 году школьники рассказали, что часто старшеклассники под угрозой насилия просят одолжить определенную сумму денег, при этом жертва заранее понимает, что эти средства не вернут. В некоторых случаях у жертвы забирают ценные вещи или мобильный телефон, закладывая в ломбард. Позже подросткам приходится выкупать своё имущество. Часто школьники начинают воровать из дома деньги и ценные вещи, чтобы откупиться от рэкетиров. Другая форма рэкета – принуждение жертв выполнять какую-либо работу по дому или в поле.

Школьный рэкет несет серьезную угрозу не только физическому здоровью детей, но и отражается на их психологическом состоянии. За помощью дети обращаются редко, поскольку это воспринимается как «стукачество». Психологическая травля приводит к отказу от посещения школы, ребенок становится тревожным. Самым страшным итогом этого может стать решение ребенка совершить суицид. Согласно данным Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), насилие в школе и рэкет являются «одной из ключевых причин роста насилия среди молодежи по всей стране, часто приводящей к самоубийствам среди школьников».

Проблема все чаще приобретает формы, связанные с использованием новых технологий. В сеть попадают видео с шантажом, избиениями и издевательствами школьников над своими сверстниками. В случае с девочками эти записи могут носить также порочащий характер. Один из установленных случаев, который получил широкую огласку, произошел в 2017 году в селе Петровка Чуйской области, где 17-летняя девушка покончила жизнь самоубийством. Суицид произошел из-за распространения, порочащего видео в группах WhatsApp и социальных сетях. В 2018 году в этом же селе совершила суицид другая девушка, которая была участницей травли. Эти факты говорят о наличии серьезной проблемы – кибербуллинга, жертвами которой могут стать не только подростки, но и взрослые.

Школьный рэкет в цифрах

Кыргызстан не единственная страна с такой проблемой – около 150 миллионов детей по всему миру в возрасте от 13 до 15 лет сталкивались с насилием в школе со стороны сверстников. Более трети молодых людей утверждают, что подвергались кибербуллингу – травле в интернете. Каждый пятый подросток из-за издевательств со стороны сверстников пропускал школьные занятия.

В 2017 году среди молодежи Кыргызстана было проведено исследование по школьному рэкету в рамках проекта «М-Репорт». Только 27% опрошенных отметили отсутствие рэкета, в то время как большинство либо сами становились жертвами, либо видели это явление по отношению к другим. Два процента респондентов признались, что сами занимались или занимаются вымогательством.

Школьный рэкет подростки в большей степени определяют как вымогательство денег и вещей, только небольшое количество опрошенных отметили физическое и эмоциональное насилие. В то же время подавляющее большинство опрошенных (86%) отрицательно относятся к этому явлению из-за вреда, который наносится психике детей.

В рамках данного исследования молодых людей спрашивали, почему, по их мнению, школьный рэкет существует. Наиболее популярными причинами по мнению молодежи оказались проблемы семейного воспитания (30%), стремление к самоутверждению (22%), влияние криминальных групп (19%) и безнаказанность (12%).

Ситуация в Бишкеке

Пик распространения школьного рэкета в Кыргызстане наблюдался в 2009-2010 году. И хотя с тех пор показатели значительно снизились, полностью искоренить это явление в Кыргызстане не удается. Особенно сложной считается ситуация в Бишкеке из-за большого количества школ. Кроме того, именно в Бишкеке факты насилия и рэкета в школах чаще придаются огласке.

Согласно официальной статистике, количество фактов вымогательства среди несовершеннолетних в столице сокращается. Если в 2016 году было зарегистрировано 42 случая по всему городу Бишкек, то в 2018 – всего 24. В то же время в столице растут показатели подростковой преступности и количество несовершеннолетних, состоящих на учете в городских органах внутренних дел. Однако, официальная статистика может не отражать реальную ситуацию, поскольку факты вымогательства чаще всего не регистрируются в органах внутренних дел.

Распространение криминальной субкультуры

В одном из аналитических документов Национального института стратегических исследований озвучен вывод, согласно которому источником рэкета являются две категории школьников. Первая – дети из малообеспеченных семей, по причине того, что они испытывают материальную нужду, а вторая, противоположная – дети из обеспеченных семей, которые чувствуют вседозволенность. Однако, помимо этих групп есть также внешние «рэкетиры». Проведенное в 2018 году в Свердловском районе Бишкека исследование показало, что источником рэкета могут быть местные «смотрящие».

Респонденты исследования отмечали, что школы относят к определенным районам, за которыми закреплены так называемые «смотрящие». Эти люди собирают средства в «общак», требуя их у неформальных лидеров школ. Те, в свою очередь вымогают средства у учащихся своей школы. Кроме того, в случаях конфликтов между учащимися из разных учебных заведений «смотрящие» могут выступать в интересах той или иной школы за определенную плату. Эта «дань» также собирается с учеников. Есть предположения, что полученные таким образом средства перенаправляются в места лишения свободы.

Уже сам факт того, что школьники хорошо знакомы с криминальными терминами и используют в своей речи понятия «смотрящий» и «общак», говорит о тревожной тенденции распространения криминальной культуры. Исследования подтверждают, что подростки используют аналогичный взрослому криминальному миру способ самоорганизации. Это не только поддерживает существование школьного рэкета, но и может стать для молодого поколения ступенью в криминальный мир в более взрослом возрасте. Влияние криминальных групп на распространение школьного рэкета называли также 19% респондентов опроса «М-Репорт».

Такое положение дел складывается из-за отсутствия возможностей позитивной самореализации у подростков. Потенциал молодых людей не направляется в созидательное русло и приобретает агрессивные формы. Кроме того, отношения в молодежной среде основаны на культе силы, в котором единственным способом самоутвердиться становится насилие по отношению к более слабым. Этот вывод подтверждается результатами опроса «М-Репорт» – стремление к самоутверждению в качестве причины школьного рэкета назвали 22% респондентов.

Замалчивание и преуменьшение масштаба проблемы

Данные исследований в некоторой степени могут противоречить официальной статистике по распространенности школьного рэкета. Официальные лица склонны преуменьшать значимость этого явления по нескольким причинам.

Во-первых, они могут в действительности не знать реального положения дел, поскольку факты рэкета не фиксируются. Школьники не сообщают о вымогательстве, они полагают, что окажутся в уязвимом положении, или, иначе говоря, станут «стукачами» и будут подвергаться еще большему давлению. Кроме того, исследования показывают, что рэкет все чаще происходит вне стен школы. Благодаря установке видеонаблюдения и наличию постов охраны, ситуация внутри школ стабилизировалась. Однако то, что происходит вне территории школы остается невидимым.

Во-вторых, администрации школ вынуждены скрывать проявления рэкета, поскольку любые инциденты с участием школьников чаще всего приводят к увольнению директоров. Немалую роль играет также стремление поддерживать позитивный имидж учебных заведений. Возникающие между школьниками конфликты и факты рэкета администрации школ пытаются решить на месте. Однако такое желание «не выносить сор из избы» может привести к более тяжким последствиям. Попытки урегулировать ситуацию без сообщения в правоохранительные органы ведут к тому, что виновные осознают свою безнаказанность, а жертвы – отсутствие способов защититься.

Безнаказанность чувствуют также дети, чьи родители готовы «откупиться» в случае, если факт все-таки попал в правоохранительные органы.

Взаимоотношения подростков со взрослыми

Как правило, первичные признаки того, что ребенок стал жертвой насилия или рэкета, родители не распознают. Бить тревогу они начинают лишь при появлении явных следов – синяков, ссадин и других повреждений от физического насилия. Это является следствием того, что взрослые не умеют налаживать контакт с ребенком, не умеют с ним разговаривать. Основной заботой родителей становится удовлетворение базовых потребностей ребенка – одежда, еда, обучение и другие вопросы. Эмоциональное же состояние и потребность в поддержке часто игнорируются.

Особенно уязвимыми становятся дети трудовых мигрантов, оставшиеся на попечении родственников. Однако, вопросы воспитания и доверия к взрослым касаются не только «жертв», но и «агрессоров», которым также уделяется недостаточно внимания. Дети оказываются предоставлены самим себе, зачастую находят поддержку в «плохих» компаниях или даже в криминальной среде. Согласно данным ЮНИСЕФ, в Кыргызстане почти 73% детей отмечают пренебрежение со стороны семьи.

Проблемы семейного воспитания в качестве причины рэкета отметили 30% молодых людей в ходе опроса «М-Репорт».

Слабая профилактическая работа

Несмотря на увеличение с 2015 года штатной численности инспекторов по делам несовершеннолетних (ИДН), этой категории сотрудников по-прежнему не хватает. Если в Бишкеке за каждой школой закреплен один сотрудник инспекции, то в регионах один ИДН вынужден работать в нескольких школах одновременно. На качество профилактики влияет также существующая система оценки – от ИДН требуют статистические показатели постановки и снятия детей с учета, в то время как качество их работы никто не отслеживает. Кроме того, ИДН часто выполняют не свойственные им функции, участвуя в оцеплении во время мероприятий или визитов иностранных делегаций.

Похожая ситуация складывается с социальными педагогами и психологами, которые вместе с завучами по воспитательной работе должны заниматься профилактикой. Из-за низкой заработной платы они совмещают свои обязанности с преподаванием, причем второму вопросу уделяется гораздо больше времени. Социальные педагоги имеются во всех школах, в то время как позиция психолога часто занята лишь формально, за исключением столичных школ.

Сами ИДН и социальные педагоги отмечают нехватку потенциала для работы с детьми. Стоит отметить, что отчасти эту проблему удается решить при участии неправительственных организаций, которые организуют обучающие мероприятия с включением вопросов по детской психологии, педагогическим приемам работы с детьми.

Существующая система профилактики в школах нередко подвергается критике. Как правило, профилактические мероприятия сводятся к проведению классных часов, бесед с нарушителями, а также постановке на внутришкольный учет и учет в органах внутренних дел. При этом большинство мер носят формальный характер, а в действительности никак не влияют на ситуацию. Индивидуального подхода к нарушителям нынешняя система не предусматривает. Тем не менее, именно индивидуальный подход к каждому ребенку может помочь предотвратить не только школьный рэкет, но и другие формы девиантного поведения.

Как решить проблему? Рекомендации

Для решения проблемы школьного рэкета мало провести мероприятия только по одному направлению. Важен системный подход и одновременные, слаженные действия всех субъектов. Необходимо:

  • Систематическое проведение психологических и поведенческих тестов среди учащихся для своевременного выявления проблем и выработки индивидуальных мер профилактики;
  • Организация для детей досуга по интересам, который может: а) помочь детям найти хобби или сферу профессиональных интересов; б) переориентировать подростковую активность в созидательное русло, без вреда окружающим;
  • Вовлечение детей из групп риска в профилактическую работу с другими школьниками;
  • Внедрение новых критериев оценки учебных заведений, с включением пунктов, которые будут стимулировать администрации открыто говорить и решать проблему школьного рэкета, а не скрывать её;
  • Снижение нагрузки на социальных педагогов и ИДН, проведение систематического повышения квалификации;
  • Пересмотр критериев оценки ИДН, в основу которых лягут качественные показатели, подтверждающие эффективность профилактических мер, а не количественные;
  • Внедрение программы по работе с родителями и опекунами, которая позволит взрослым больше узнать об особенностях подросткового периода, правильно реагировать на девиантное поведение, развить доверительные отношения с детьми.

 

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

13.09.2019 13:30

Общество

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Роман Александрович  Шин

Шин Роман Александрович

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
3,6%

рост ВВП Кыргызстана в 2014 году

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31