Women, Business and the Law – это проект Группы Всемирного Банка (ВБ) по сбору данных о законах и нормативных актах, регулирующих и ограничивающих экономические возможности женщин. С 2010 года, проект раз в два года публикует отчет о правовой дискриминации по признаку пола в основных законах и подзаконных актах, а также в государственных институтах, что может влиять на занятость женщин и ограничивать им доступ к предпринимательской деятельности.
Если первые два отчета (2010, 2012) были только на английском языке, то последние два отчета (2016, 2018) уже дополнялись краткими отчетами с основными выводами и издавались на 5 языках (на французском, португальском, русском, испанском и арабском языках). Последний отчет от 2018 года охватывает 189 стран мира. В данном анализе рассматриваются все отчеты проекта, чтобы увидеть изменения за последние 10 лет.
Индикаторы «Women, Business and the Law» дополняют существующие гендерные индикаторы, такие как Индекс глобального гендерного разрыва (The Global Gender Gap Index); Индекс социальных институтов и гендера (The Social Institutions and Gender Index); Индекс развития, включающие гендерные факторы (Gender Development Index).
Основное различие индекса «Women, Business and The Law» в том, что он оценивает гендерные различия в разрезе принятых законов и подзаконных актов, а также в разрезе полномочий и функций государственных институтов.
Главной целью, которую при сборе этих данных преследовали авторы, является изучение причинно-следственных связей между правовым равенством (неравенством) по гендеру и фактическими результатами равенства мужчин и женщин как владельцев бизнеса или как наемных работников. В целом, прослеживается положительная связь между равенством, установленным законом, и равными возможностями для мужчин и женщин на практике.
Ключевые выводы за последние десять лет:
- За 10 лет в 131 стране мира было проведено 274 изменений в законах и нормативных актах, направленных на достижение гендерного равенства в сферах, указанных в индексе;
- В Африке южнее Сахары было проведено наибольшее количество реформ (6 стран), направленных на обеспечение гендерного равенства. Другие три ведущие страны-реформаторы находятся в регионах Восточной Азии и Тихого океана, Латинской Америки и Карибского бассейна, а также Южной Азии;
- Большинство реформ проводились в сфере борьбы с домашним насилием, сексуальными домогательствами на рабочем месте, а также в сфере улучшения ситуации с доступом к кредитам и стимулирования трудовой деятельности;
- Каждая третья страна среди ведущих экономик-реформаторов сняла ограничения на работу в ночное время или на определенные типы работ;
- Европа и Центральная Азия в среднем занимает вторую позицию по гендерному равенству в правовой сфере после стран ОЭСР с высоким уровнем доходов;
- Таджикистан является передовым реформатором среди стран Центральной Азии, завершив ключевые реформы в стимулировании трудовой деятельности.
Как было 10 лет назад?
Стоит учитывать, что 10 лет назад отчет охватывал меньше стран и включал только 6 индикаторов. Всего в 20 из 128 стран, охваченных «Women, Business and the Law» в том отчете, были установлены равные права для женщин и мужчин в 9 ключевых областях (за исключением родительских пособий).
Из этих 20 стран только одна (Ботсвана) представляла Африку южнее Сахары, две (Гонконг, Тайвань) – регион Восточной Азии и Тихоокеанский регион, а четыре (Доминиканская Республика, Перу, Пуэрто-Рико и Уругвай) – Латинскую Америку и Карибский бассейн. Остальные 13 стран являлись странами ОЭСР с высоким уровнем доходов: Канада, Дания, Финляндия, Франция, Исландия, Ирландия, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Испания, Швеция, Великобритания и США.
Права и возможности мужчин и женщин варьировались от одного региона к другому. Ни одна из стран Восточной Европы и Центральной Азии, а также стран ОЭСР с высоким уровнем дохода, не имеет ограничений по полу в доступе к институтам или в распоряжении имуществом. Но все правовые различия между мужчинами и женщинами в этих двух регионах содержатся в сфере регулирования трудоустройства. Страны постсоветского региона унаследовали от старого режима ограничения для женщин на определенные виды трудоустройства, например, тяжелые работы под землей и под водой.
Очень схожие различия в правовом поле были в регионах Африка к югу от Сахары (кроме Ботсваны), Ближний Восток и Северная Африка, и Восточная Азия и Тихоокеанский регион (кроме Китая), где ограничения имелись по всем шести индикатором. Например, Африка к югу от Сахары (кроме Ботсваны), Ближний Восток и Северная Африка, являясь глубоко патриархальными обществами, – главой семьи выступали чаще всего мужчины – давали больше возможностей мужьям в получении налоговых льгот, более легкий доступ к государственным ресурсам (земля) или в предоставлении гражданства своим детям.
Женщины в этих странах юридически были обязаны подчиняться своим мужьям в целом и должны были получить разрешение, прежде чем осуществлять конкретные действия: покидать дом, подписывать контракты, покупать недвижимость, устраиваться на работу, регистрировать предприятия или подавать иски. Эти регионы также ограничивали женщин в трудоустройстве в определенных отраслях (обработка мяса, торговля, служба доставки), рабочее время (чаще всего не разрешается работать ночью) и в состоянии беременности.
«Women, Business and the Law» считает дискриминацией более ранний установленный законом пенсионный возраст для женщин, так как это приводит к сокращению трудовой жизни у женщин и, следовательно, к снижению пенсионных накоплений за счет пенсионных взносов.
Кроме того, авторы отмечают, что досрочный выход на пенсию женщин может привести к тому, что женщины не смогут выдвигаться на высшие руководящие должности, что даст мужчинам больше возможностей для продвижения по службе. В 57 из 128 экономик, охватываемых отчетом в 2010 году, женщины по закону должны были выходить на пенсию раньше, чем мужчины.
Ключевые изменения
За последние десять лет произошли существенные сдвиги в сокращении разрыва в правовом поле между мужчинами и женщинами во многих странах, в частности в трудоустройстве, стимулировании трудовой деятельности, доступе к кредитам и защите женщин от насилия. По-прежнему лидируют страны ОЭСР с высоким уровнем дохода и имеют самые высокие средние показатели по многим индикаторам. Самые низкие средние показатели по всем индикаторам у экономик на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
За прошедшее время 131 стран провели 274 изменения в законах и нормативных актах, направленных на повышение гендерного равенства в сферах, указанных в индексе.
76% стран в Европе и Центральной Азии провели реформы в сфере гендерного равенства. Регион, показавший самый низкий процент (52%) стран, проводивших реформы, – Латинская Америка и Карибский бассейн.
Пятьдесят шесть стран не провели никаких реформ в обеспечении гендерного равенства за десятилетний период. Из них две страны – Бахрейн и Узбекистан – даже провели реформы против гендерного равенства, которые, напротив, увеличивают гендерный разрыв в рассматриваемых индикаторах. Например, Узбекистан установил обязательный возраст выхода на пенсию для женщин раньше, чем для мужчин.
В 104 странах все еще существуют законы, запрещающие женщинам заниматься определенной трудовой деятельностью, в 59 странах отсутствуют законы о сексуальных домогательствах на рабочем месте, а в 18 странах мужья могут на законных основаниях препятствовать трудовой деятельности своих жен.
Центральная Азия и ее показатели за 10 лет
За десятилетний период в странах региона Европа и Центральная Азия было проведено 47 реформ. Большинство реформ были направлены на уравнивание пенсионного возраста. Албания, Азербайджан, Болгария, Хорватия, Казахстан, Молдова, Черногория, Сербия и Украина выравнивают возраст выхода на пенсию мужчин и женщин с полными пенсионными выплатами в ближайшем будущем.
Центральная Азия, в целом, имеет и имела самые высокие средние баллы (100) по таким показателям как «доступ к институтам» и «распоряжение имуществом». Достаточно хорошо продвинулись страны Центральной Азии в реформировании индикаторов «стимулирование трудоустройства» и «защита женщин от домашнего насилия».
Так, Таджикистан является передовой страной в реформировании гендерного разрыва в правовой сфере, увеличив свой страновой показатель с 76.25 до 81.88 за счет отмены ограничения работы женщин в ночное время и введения государственных услуг по уходу за детьми. Казахстан и Таджикистан также усовершенствовали и усилили законы о домашнем насилии.
По странам, как отмечалось ранее, Таджикистан продвинулся намного вперед за 10 лет и средний страновой показатель сравним, а то и выше показателей стран с доходом выше среднего.
Однако в Центральной Азии существуют до сих пор пробелы в стимулировании трудоустройства и развитии экономических возможностей для женщин.
Так, за исключением Кыргызстана, во всех центральноазиатских странах и в России отсутствуют законы, предусматривающие ответственность за сексуальные домогательства на рабочем месте и в образовательных заведениях. Более того, ни в одной стране в Центральной Азии, за исключением Таджикистана, законом не предусматривается равное вознаграждение за труд равной ценности без какой-либо дискриминации.
Также женщины в Центральной Азии до сих пор не могут наравне с мужчинами работать на некоторых работах и индустриях (женщинам запрещено работать, если индустрия считается опасной, трудной или морально неприемлемой). Как правило, этот пункт каждый работодатель может истолковывать по своему усмотрению, ограничивая возможности женщин работать, или применяя этот пункт к работам, которые, по сути, не должны были бы попадать под эту статью.
Узбекистан, как и Кыргызстан, пока отстает в предоставлении женщинам возможности остаться на рынке труда после создания семьи; так правительство не выплачивает пособий по беременности и родам или отпуск по уходу за ребенком (если отпуск по беременности и родам недоступен). Нормативно-правовая среда во всех странах ЦА еще не предусматривает отцовские и родительские отпуска.
И наконец, в Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане существует дифференцированный по гендерному признаку возраст для выхода на пенсию и разница между возрастом выхода на пенсию женщин и мужчин составляет 5 лет. Только в Казахстане пенсионный возраст (63 года) как для мужчин, так и для женщин – одинаковый. В Узбекистане, так же как и в России, нет законодательства касательно домашнего насилия в семье или же отягчающих наказаний за домашнее насилие.
Правила комментирования
comments powered by Disqus