В Кыргызстане наблюдаются тревожные тенденции проникновения ислама в политические процессы, которые выражается как в активном участии исламских деятелей в политической жизни, так и в использовании политиками исламского фактора. О рисках политизации ислама и исламизации политики в этой центральноазиатской республике пишет наш постоянный кыргызстанский автор Алибек ТУСУПБЕКОВ.
В Кыргызстане, как, впрочем, и во всей Центральной Азии, ислам стал одним из важных факторов проходящих в стране общественно-политических процессов. Идеологический вакуум, возникший вслед за распадом Советского Союза, является одной из причин роста популярности религиозных ценностей в постсоветском обществе.
Несмотря на попытки первого президента Кыргызской Республики Аскара АКАЕВА встать на путь либерально-демократического развития, Кыргызстан, как и другие страны региона, испытал «исламский ренессанс» – усиление роли ислама как важнейшего общественно-политического института. Выбранная Акаевым тактика «островка демократии» оказалась успешной для улучшения имиджа Кыргызстана на международной арене, но неэффективной в условиях резкого разрыва существовавших при СССР хозяйственных связей, оттока населения и квалифицированных кадров.
Экономический спад и слабость государственных институтов породили в людях неуверенность в своем будущем, вызвали недоверие к политикам и чиновникам. В то же время, либерализация всех общественных сфер, в том числе, и религиозной, а также принцип акаевской внешней политики «Открытые двери для всех», дали «зеленый свет» для проникновения в республику различных религиозных направлений. Так называемый «традиционный» для ЦА ислам оказался перед серьезными вызовами.
Традиционный ислам VS «чистый» ислам
На протяжении столетий в Средней Азии формировался свой вариант ислама: на основе суннитского ханафитского мазхаба – правовой школы в исламе. Особенностью этого мазхаба является то, что в его рамках нет сильных противоречий с устоявшимися в обществе доисламскими традициями и ценностями. Поэтому для народов Средней Азии ислам даже во времена атеистического СССР оставался важнейшей частью общественно-культурной жизни, так как гармонично переплетался с местными, еще языческими, традициями и обрядами.
Ситуация стала меняться с обретением независимости пяти центральноазиатских республик: в регионе стали активно распространяться идеи нового или «чистого» ислама – «салафизма», который более присущ странам арабского мира. Салафизм (от арабского – «предки») призывает жить по примеру первых мусульманских общин, которые отличались аскетизмом. Вместе с тем, салафизм более политизирован, чем традиционный ислам, и направлен на активное проникновение исламских ценностей в общество и политику. Для салафитов существует ряд строгих правил:
«бида»– отказ от различных нововведений, не указанных в Коране и Сунне;
«таухид»– монотеизм, отказ от верований в духов, поклонения святым и т.д.;
«такфиризм»– обвинение в неверии и отступлении от исламских принципов;
«даваат»– обращение в ислам и наставления на истинный путь.
Тревожная тенденция: движение исламских проповедников «Таблиги Джамаат» пользуется в Кыргызстане поддержкой на государственном уровне.Духовное управление мусульман Кыргызстана возглавляет МаксатТОКТОМУШЕВ, бывший ранее главой таблиговского джамаата, а руководство ГКНБ заявило, что «Таблиги джамаат» в настоящее время не представляет опасности для Кыргызстана. Не без влияния таблигистов в здании парламента была открыта молельная комната – «намазкана». Позиция нашего правительства заключается в том, что умеренные (пока) взгляды «Таблиги Джамаат» должны помочь остановить экстремистскую пропаганду со стороны более опасных организаций, наподобие «Хизб ут-Тахрир».
Распространению подобных идей способствует обучение многих наших граждан в теологических учебных заведениях в Египте, Катаре, Турции и других странах, активная пропаганда исламских ценностей со стороны различных иностранных фондов и организаций (например, «Нурджалар», «Сулеймания»). Кроме того, отсутствие разработанной государственной идеологии, ухудшающаяся ситуация с образованием и перманентная политическая и экономическая нестабильность также усиливают недоверие у населения к светским принципам.
Политизация ислама. Исламизация политики
Таким образом, в Кыргызстане в религиозной сфере наблюдаются две тенденции: исламизация и одновременно салафизация общества. Можно по-разному относиться к этому, однако факты радикализации населения, особенно, молодежи, вызывают тревожные опасения. Так, например, почти тысяча граждан КР пополнили ряды боевиков, воюющих на Ближнем Востоке в рядах террористических организаций, и хотя за последние два года почти никто из кыргызстанцев не уехал в Сирию и Ирак, имеются причины опасаться уже вернувшихся на родину бывших боевиков.
Другим поводом для беспокойства является усиливающая политизация ислама, когда мусульмане все активнее участвуют в политических процессах, а политики начинают использовать исламский фактор в своей деятельности. Опасность заключается в возможном отходе от светской модели государственности в случае прихода к власти происламских движений и политиков.
В качестве примера политизации религии можно назвать бывшего руководителя ДУМК Чубака ЖАЛИЛОВА, который стал влиятельной фигурой на политическом поле. Жалилов известен громкими заявлениями, в частности, о легализации многоженства или смертной казни «через отрубание рук и головы», а также активной общественно-политической деятельностью. Например, он открыто поддержал нынешнего президента Сооронбая ЖЭЭНБЕКОВАво время его президентской кампании в 2017 году. Жалилов является активным пользователем социальных сетей, имея, в частности, в «Фейсбуке» более 70 тыс. подписчиков – на этой площадке он ведет пропаганду исламского образа жизни. Сам президент С. Жээнбеков часто участвует в религиозных праздниках и обрядах.
Популярен в соцсетях и другой сторонник внедрения исламских ценностей и бывший депутатТурсунбай БАКИР УУЛУ, который в свое время давал присягу не на Конституции КР, а на Коране. Политические партии также отметились в симпатиях к исламу: перед парламентскими выборами 2015 года члены партии «Улуу Кыргызстан» неоднократно подчеркивали свою религиозность – их открыто поддерживал Ч. Жалилов.
Таким образом, есть серьезные основания считать, что уже в ближайшем будущем в Кыргызстане мусульманская община – «умма» – станет значительной политической силой. Несмотря на то, что согласно Конституции КР нельзя создавать политические партии по религиозному признаку, можно ожидать, что политические партии и движения будут использовать исламский фактор и включать в свои политические программы пропаганду исламских ценностей, а исламские активисты будут присутствовать в партийных списках. Уже на предстоящих выборах 2020 года в Жогорку Кенеш, скорее всего, мы сможем наблюдать активное проникновение ислама в политику.
Правила комментирования
comments powered by Disqus