От внутренней повестки – к внешней. Именно в этой последовательности был построен насыщенный график президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА в сентябре. Причем многие пункты этой повестки были дебютными и презентационными для нового казахстанского лидера – первое Послание народу Казахстана, первое заседание Национального совета общественного доверия, первый визит в Китай и первое участие в Генассамблее ООН в Нью-Йорке в качестве главы государства.
Участие Токаева в заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай», прошедшем в Сочи с 30 сентября по 3 октября, и его выступление на пленарной сессии также во многом было презентационным. Не только с точки зрения «знакомства» российского и международного экспертного сообщества с новым казахстанским лидером, но и с точки зрения уточнения и калибровки некоторых чувствительных аспектов курса Казахстана в отношении его стратегического партнера и союзника – Российской Федерации.
В своем 15-минутном выступления К-Ж. Токаев упаковал соответствующие месседжи для российского руководства, причем сделал это максимально корректно и элегантно, в нескольких штрихах подсветив роль России в Центральной Азии, в разрешении конфликтов на Ближнем Востоке и в международной политике в целом.
Так говоря о Центральной Азии как важном факторе общеазиатской системы сотрудничества и безопасности и отмечая высокий интерес к региону со стороны крупнейших мировых игроков, казахстанский президент подчеркнул, что именно «Россия должна играть (здесь – прим. Ред.) ведущую роль», потому что исторически Центральная Азия и Россия входили в единое геополитическое пространство.
«Вполне естественно долговременное присутствие Российской Федерации – будь это политика или экономика – в этом регионе», - отметил казахстанский президент.
Несколько теплых слов прозвучало и в адрес Евразийского экономического союза, что было особенно символично, учитывая, что Токаев приехал в Сочи практически сразу из Еревана, где 1 октября принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета.
«Казахстан намерен конструктивно работать в рамках Евразийского экономического союза. Несмотря на трудности, связанные с ухудшением конъюнктуры, наше интеграционное объединение становится авторитетной экономической организацией. Явный признак этого – расширение сети торговых партнерств ЕАЭС на пространстве от Сингапура до Сербии», – сказал Токаев.
В другой части своего выступления, говоря о том, что в рамках Астанинского процесса прошли уже тринадцать раундов межсирийских переговоров, Токаев не стал присваивать все лавры исключительно Казахстану, отметив, что «положительная роль российской стороны (в Астанинском процессе – прим. Ред.) абсолютно очевидна и не может подвергаться какому-либо сомнению».
Наконец, казахстанский президент подчеркнул роль Российской Федерации в глобальной и региональной безопасности.
«Россия, на мой взгляд, великое государство. Никто не сможет отрицать тот факт, что в современном мире без конструктивного участия России ни одна ключевая проблема, будь это глобальная или региональная, решаться не могут. В этом, конечно же, абсолютно ключевая заслуга принадлежит президенту Российской Федерации Владимиру ПУТИНУ», - сказал Токаев.
Последний же месседж в выступлении казахстанского президента, вероятно, был адресован конспирологам, которые все ломают голову над тем, не состоится ли при Токаеве резкий разворот казахстанской внешней политики.
«Сегодня мы провели двусторонние переговоры (с Путиным – прим. Ред.), вновь подтвердили желания и намерения развивать взаимоотношения стратегического партнерства и союзнических отношений. Заверяю, что со стороны Казахстана мы будем последовательно выполнять свои обязательства, согласно двусторонним соглашениям, а также соглашениям, подписанным в рамках интеграционных процессов», - подытожил свое выступление К-Ж. Токаев.
Некоторые российские эксперты поспешили расценить риторику Токаева как «разворот политики к более пророссийской». Хотя в выступлении казахстанского президента проявились не какие-то симпатии, а, прежде всего, политический реализм, глубокое экспертное понимание сути международных процессов, а также честность, позволяющая открыто говорить об очевидном, без оглядки на некий «русофобский мейнстрим».
Этот реализм проявился и в ответах Токаева во время дискуссии. Так отвечая на вопрос о «зеленой» энергетике Касым-Жомарт Кемелевич призвал не питать иллюзий в отношении ВИЭ.
«В энергобалансе Казахстана они (альтернативные источники энергии – прим. Ред.) занимают не более полутора процентов. Это реальность. Тем не менее, конечно, надо стремиться к тому, чтобы развивать зеленые технологии, возобновляемые источники энергии. Но надо понимать, что это очень дорогая вещь, и в одночасье перейти на зеленые технологии даже Европе очень трудно. А что уж говорить о нас. Поэтому надо реалистично подходить к подобного рода вопросам», - сказал казахстанский президент.
Также Токаев выразил скепсис в отношении вопроса об изменении климата. Что выглядело особенно знаково с учетом того, что одной из ключевых тем 74-й сессии Генассамблеи ООН, в которой казахстанский президент недавно принял участие, были вопросы изменения климата. Напомним, что благодаря нашумевшему выступлению шведской школьницы Греты Тунберг у движения против «климатических изменений» появился даже собственный символ в лице фанатичного подростка.
Таким образом, на валдайской дискуссионной площадке в программном выступлении президента Токаева проявились ключевые качества казахстанской внешней политики: зрелость, опыт, цельность и глубокое понимание международных процессов и сути национальных интересов Казахстана.
Правила комментирования
comments powered by Disqus