Деловой форум «Казахстан–Украина», прошедший в Нур-Султане 2-6 сентября, не был первым подобным мероприятием. «Свести» украинский и казахстанский бизнес пытался ещё Виктор Ющенко. Проводится он ежегодно, попеременно то на Украине, то в РК. А организаторами в последние годы выступают посольства обеих стран, Торгово-промышленная палата Украины, Внешнеторговая палата Казахстана, торговый дом «Украина-Азия», Ассоциация экспортёров и импортёров «ЗЕД», «Центр международного делового сотрудничества» и Национальный фонд «КазахИнвест».
Особенностью нынешнего форума стало то, что в этом году и в Казахстане, и на Украине к власти пришли новые президенты.
…И тут снизу постучали
Целью бизнес-форума была активизация торговых отношений между двумя странами, полетевших под откос после госпереворота в Киеве в феврале 2014 г. и курса Украины на выход из всех структур СНГ, включая Зону свободной торговли. И хотя товарооборот между двумя странами начал уменьшаться с 2011 г., самый мощный удар по нему нанёс именно этот курс. Своё веское слово сказала и «транзитная война» с Россией, развёрнутая постмайданными властями Украины: непосредственной границы между ней и Казахстаном нет и любые взаимные поставки возможны лишь через российскую территорию.
И без того не блестящие 3,5% от всей внешней торговли РК, приходившиеся на Украину в 2011 г., к 2018 г. упали до 1,9%, а за январь-июль с. г. – и вовсе до 1,5%. В цифровом выражении товарооборот между двумя странами в 2011 г. составлял 4,26 млрд. долларов, с 2014 г. он сократился впятеро и ныне стало мечтой вернуть его хотя бы к уровню 1,5 млрд. в год.
Плачевны и показатели по торговле отдельными видами продукции. В период с 2011 по 2014 г. продажа газа на Украину давала Казахстану около 1,5 млрд. долларов ежегодно. После государственного переворота произошло двукратное падение. Если в начале 2014 г. показатель украинского импорта вагонов, рельсов, запчастей для подвижного состава составлял около 1,5 млрд. долларов, то уже к 2015 г. он снизился до 217,7 млн. долларов, а в 2018 г. – до 16,6 млн.
Падают и поставки украинской продукции в Казахстан. Основную долю этих поставок занимают продукты питания, лекарственные препараты, сельхозтехника, изделия из резины и т. д. И если в 2015 г. Украина продала их в РК на 827,8 млн. долларов, то в 2018 г. продажи упали в 2,1 раза – до 388,4 млн. Притом что Казахстан, как и Белоруссия, выполняет роль перекупщика украинских товаров, необходимых России, и российских товаров, перепродаваемых потом Украине.
Казахстан: вдвое меньше, но многократно эффективнее
Вина за такое плачевное состояние дел в двусторонней торговле лежит отнюдь не на Казахстане. После февраля 2014 г. украинская экономика вошла в штопор, продемонстрировав рекорды падения. В 2015 г. она, показав результат -35% по отношению к показателям двадцатипятилетней давности, стала рекордсменом среди пяти стран мира, валовый внутренний продукт которых с 1990 г. так и не увеличился. Но и это не было пределом.
Столь грандиозный провал обеспечила политика, направленная на разрыв экономических связей с Россией и государствами СНГ. К началу 2017 г. по сравнению с 2013 г. украинский экспорт в Россию сократился на 76%, а в страны СНГ – на 73%, на чём Украина потеряла не менее 28 млрд. долларов. Эти потери не смогла компенсировать даже широко разрекламированная перед подписанием соглашения об ассоциации с ЕС возможность увеличения поставок украинской продукции в страны Евросоюза. Причём объём товарооборота Украины с Европой к нынешнему году только-только достиг «предреволюционных» показателей.
Но даже это не может радовать, поскольку в том же 2017 г. торговля с ЕС принесла Украине 4 млрд. долларов отрицательного сальдо внешнеторгового баланса. При этом 57% украинского экспорта в Европу в 2018 г. составляли сырьё и полуфабрикаты, а вовсе не продукция с высокой степенью добавленной стоимости. Украина гордится тем, что доля ЕС к середине 2018 года достигла 42,1% в общем объёме экспорта. При этом доля ЕС в экспорте РК составляет ровно половину.
Казахстан с населением в 18 миллионов человек пережил непростые времена в 2014-2016 гг., но за два последующих года его ВВП вырос почти в полтора раза и в номинальном значении превысил соответствующий показатель Украины, в которой живёт вдвое больше людей, на 64%. К слову, за тот же период номинальный ВВП Украины, «оттолкнувшейся от дна», вырос на 34%. И если разрыв с «дореволюционным» 2013 г. у Украины составляет –30,4%, то Казахстану остаётся нагнать докризисные показатели всего на 15,7%. При этом ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) в 2018 г. в РК составил 27 864 доллара против украинских 9 283 долларов.
Не нытьём, так капаньем
Несмотря на мечты о резком увеличении объёмов двусторонней торговли, высказывавшиеся украинскими гостями на форуме «Казахстан–Украина», для их реализации существуют серьёзные препятствия. Этого не скрывают казахстанские аналитики. Их настораживает не только непростая политико-экономическая обстановка на Украине, но и разные ориентиры развития, избранные руководством двух стран: Казахстан ориентируется на развитие в составе ЕАЭС и других евразийских интеграционных проектов, а украинские власти всё больше и больше разворачиваются от них в сторону ЕС. При этом всё увеличивающиеся различия в вопросах технического регулирования, нормативно-правовой и процедурной систем, проблемы сертификации и транзита не позволяют казахстанскому бизнесу нормально развиваться на украинской территории.
Вполне возможно, что именно поэтому никаких крупных контрактов на полях форума заключено не было. Всего лишь был подписан меморандум (протокол о намерениях) о взаимопонимании между государственным концерном «Укроборонпром» и предприятием «Изолит» из г. Петропавловска, специализирующимся на производстве электроизоляционных материалов.
Отсутствие сколько-нибудь значимых коммерческих результатов украинские представители «традиционно» решили компенсировать попытками вбить клин между Россией и Казахстаном. В их исполнении прозвучали набившие оскомину перепевы старых песен Порошенко: об агрессивности России по отношению к соседним странам, намеренном снижении объёмов казахстанско-украинской торговли с помощью запрета на украинский транзит через РФ, введённый, к слову, в ответ на аналогичные действия Украины.
Казахстанскую сторону пытались также запугать якобы имеющимися у Москвы планами присоединения северных территорий Казахстана по аналогии с Крымом или превращения их во «второй Донбасс». Ну и, конечно же, не обошлось без темы «голодомора» 1930-х гг., который, дескать, был инструментом русского руководства СССР в планомерном уничтожении казахского и украинского народов. Увы, но провал у Киева случился и здесь: казахстанская аудитория воздержалась от комментариев в поддержку заявлений украинцев.
Иными словами, кроме как полным провалом результаты участия украинской делегации в бизнес-форуме «Казахстан–Украина» назвать нельзя. Провал как экономический, так и пропагандистский. «Выхлоп» оказался настолько мизерным, что мероприятие практически не нашло отражения в СМИ, как украинских, так и казахстанских.
Делегация «европейской державы», действующая по клише «послереволюционного» 2014 г., в очередной раз продемонстрировала полное непонимание процессов, происходящих в Евразии. Её не хватило ни на что, кроме повторения антироссийских мантр и призывов «вернуться к планам увеличения объёмов товарооборота, разработанных в 2014 году».
Между тем даже элементарное знание о выбранном Казахстаном пути на развёртывание производственных мощностей на своей территории могло бы обеспечить украинскому бизнесу выход на рынки не только РК, но и всей Центральной Азии. Пожалуй, воинствующий непрофессионализм украинских чиновников, бывший и ранее «визитной карточкой» этой страны, со сменой президента и его команды достиг апогея.
Правила комментирования
comments powered by Disqus