Корреспондент Азаттыка побывал в казахских селах, расположенных рядом с Байконуром. Местные жители находят поденную работу, просто перелезая в Байконур через бетонную стену.
Село Торетам Кармакшинского района Кызылординской области расположено на окраине Байконура, казахстанского города и административного центра космодрома Байконур, арендуемого Россией у Казахстана до 2050 года. При въезде по главной дороге в населенный пункт висит большой плакат, на котором запечатлен момент рукопожатия президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и президента России Владимира Путина.
«УСТРОИТЬСЯ НА РАБОТУ — ПРОБЛЕМА»
Торговка по имени Асия Кеулимжай, которую мы встретили при входе на центральный рынок поселка, еле сводит концы с концами.
— Одно только название, что живем в Казахстане. Зайти в город Байконур и устроиться там на работу — это большая проблема. Мой муж устроился на предприятие по благоустройству города, получает зарплату в размере шесть тысяч рублей (примерно 28 тысяч тенге). Если бы ему удалось устроиться на те «площадки», то получал бы по 35—40 тысяч тенге. Поэтому мы хотим жить в городе Байконуре. Сын получил образование. Работы нет, — говорит она.
Под «площадками» Асия Кеулимжай подразумевает строительные площадки, которые находятся за чертой города Байконура, однако территориально относятся к России. На таких «площадках» есть и казахстанские предприятия. Бакыт Жакыпов и Кундакбай Баймагамбетов трудятся на одном из подобных предприятий, с названием «Инфракурылыс». Они получают зарплату в размере 40 тысяч тенге (около 260 долларов).
— В Торетаме всего три-четыре государственных предприятия, остальные — частные, где платят мало и нерегулярно. На «площадках» российских предприятий такие же рабочие получают зарплату в размере до 150 тысяч тенге, — говорят они.
Нартай Жунисов, с кем мы познакомились в Торетаме, — один из тех, кто не может найти работу, хотя он зарегистрирован по месту жительства в городе Байконуре. В возрасте за 50 лет, по его словам, сложно устроиться на работу.
— Говорят, что весь мир знает Байконур. Однако вы ведь видите, в каком состоянии улицы Торетама, который находится рядом с ним, — говорит он, показывая на ухабистые дороги.
Исполняющая обязанности акима села Торетам Гульсара Омарова говорит, что у них проживают около 11 тысяч человек. Большинство из них работает в городе Байконуре, потому больших проблем с безработицей нет, говорит она.
«ВСЁ СМЕШАЛОСЬ»
Нартай Жунисов взялся сопровождать нас по поселку Торетам. Ракета «Протон» упала в 30 километрах отсюда 2 июля. В ту сторону никого не пропускают, сказал он и остановил машину за километр от места, где стоит российская охрана.
Так как на территорию города Байконура, отделенного от поселка Торетам и села Акай бетонной стеной, без специального разрешения не войти, возле пункта проверки мы развернулись обратно. Российский солдат, который проводил проверку всего въезжающего транспорта, не разрешил ничего снимать на фото- и видеокамеру.
Когда мы ехали в село Акай вдоль бетонной стены, Нартай Жунисов показал нам российские предприятия, находящиеся в Торетаме. На наш вопрос: «Разве россияне находятся не за бетонной стеной?» — он ответил, что неизвестно, кому принадлежит прилегающая территория, — всё смешалось.
ПО ТУ СТОРОНУ СТЕНЫ
Вокруг села Акай возводится много новых домов. Песчаная земля, где не проведены ни свет, ни вода, — изрыта со всех сторон. По словам Нартая Жунисова, малообеспеченные жители села Акай и поселка Торетам выкапывают здесь металлолом, оставшийся еще с советских времен, сдают его и так зарабатывают на жизнь.
Те, кто стремится любым способом попасть в город Байконур, перелезают через бетонную стену напротив села Акай. Когда мы подъезжали к селу, несколько человек как раз перебирались в Байконур таким способом.
Особо не проверяют, однако если поймают, то могут и задержать, — сказали двое ребят, на наших глазах перелезающие через стену.
В селе построена новая школа. Притягивает взгляд и новая большая тойхана - ресторан.
Село Акай было раньше центром военного совхоза, который обеспечивал продовольствием город Ленинск, ныне это город Байконур. Здесь были птицефабрика, коровья ферма, мясокомбинат, пивной завод, выращивали овощи и фрукты, проживали тут всего лишь около тысячи человек, говорит аким села Акай Райхан Байшораева. С развалом Советского Союза подразделения совхоза были приватизированы, хозяйство подверглось упадку. Но в Акай стали прибывать люди из других мест, стремящиеся найти работу в Байконуре. Население села увеличилось до пяти тысяч человек. В селе сейчас работой обеспечены только те, кто занят в школе, в двух детсадах, в библиотеке, клубе и акимате. Других рабочих мест, кроме созданных в последние годы некоторых крестъянских хозяйств, нет.
- Многие хотят работать в Байконуре, но и там мало где есть работа. Есть спрос только на специалистов особо востребованных профессий. Но люди прибывают все больше и больше. Находят себе пропитание на хлеб. По сравнению с другими селами, положение у нас неплохое. Раньше было сложнее, положение сейчас помаленьку выправляется. Весь Байконур обеспечивают хлебом три пекарни, которые находятся в Акае. На окраине села в 2005-2006 годах были выделены земельные участки, люди строят там свои дома. По программе «Дорожная карта» в ближайшие пару лет туда будут протянуты водопровод и дороги, - говорит Азаттыку Райхан Байшораева.
Когда мы подошли к одному из домов на окраине села, хозяйка дома Алтынгуль-апа пожаловалось на отсутствие работы для молодежи:
— Мой зять и дочь с двумя детьми живут на мою пенсию в 50 тысяч тенге. Здесь не платят экологического пособия, нет адресной помощи. Молодые ничего не получают, кроме детского пособия в три тысячи тенге, по полторы тысячи тенге на каждого ребенка. После утечки гептила у меня стало болеть сердце. Занимаюсь самолечением. Один глаз не видит. Нет возможности, чтобы обратиться к врачу.
Ветеран труда Алтынгуль-апа, которая всю жизнь работала на Байконуре, имеет награду — медаль «60 лет Байконуру». На известный всеми миру город Байконур ветеран может сегодня только посмотреть издалека. С этой стороны бетонной стены.
Правила комментирования
comments powered by Disqus