В Ашхабаде сотни людей стоят за визой в Узбекистан.
Посольство Узбекистана в Ашхабаде по адресу Гёроглы, 50А в последнее время стало одним из самых популярных маршрутов столичных таксистов. Ежедневно с раннего утра перед дипломатическим представительством стоят сотни людей, желающих подать документы на визу или получить уже готовый стикер. И это лишь те, кто приходит сюда лично, ведь основная масса желающих выехать за рубеж, пользуется для этих целей услугами туристических агентств.
За январь-июнь 2019 года соседнюю республику посетили свыше 233 тысяч граждан Туркменистана. Главная цель поездок – продажа в Узбекистане товаров народного потребления и снятие наличных денег в местных банкоматах. Чтобы сдержать поток «валютных туристов», миграционная служба Туркменистана и Внешэкономбанк идут на новые ограничения. Подробнее в репортаже корреспондента turkmen.news Азата Хатамова.
«Наверное, из-за рубежа в Туркменистан так не едут, убивая друг друга! – говорит мужчина-туркмен, наблюдая за тем, как в толпе еще за два часа до открытия посольства люди ругаются за место в очереди. – Дикие мы, нас баранами называют, а мы еще и обижаемся».
На 7 утра в списке уже свыше 250 человек, но народ все продолжает прибывать. Тут и старики с палочками, и маленькие дети. Словесные перепалки вспыхивают спонтанно то там, то здесь. Люди недовольны, что списков, оказывается, два, и первыми пойдут те, кто записался еще вчера.
«Но вчера не работало посольство, как они могли записаться?!» – возмущается девушка. Она и другие женщины, ожидающие открытия посольства, сидя на бордюре перед воротами диппредставительства, считают, что составитель списка – молодой человек с надписью RUSSIA на спине спортивного костюма, вносит фамилии людей в начало списка по знакомству, а может, и за деньги. В списках есть и те, кто продает свое место в очереди, говорят женщины. За 40-50 манатов (около $2,5) можно со 150-го места оказаться на пятом.
Большинство присутствующих – жители Лебапского и Дашогузского велаятов, их легко можно узнать по специфическому диалекту, а в речи через раз встречаются узбекские слова. Но есть тут и коренные ашхабадцы, для которых поездки в соседнюю страну стали единственным источником дохода.
«Нормальной работы в городе нет, а то, что предлагают, оплачивается до 700 манатов в месяц (около $37), кто проживет сегодня в Ашхабаде на такие деньги?» — вопрошает житель столицы Ширберды.
Мужчина оформляет многократную визу сроком на 20 дней и ездит в Узбекистан снимать деньги с туркменских банковских карт – своих, а также карт знакомых и знакомых его знакомых. Помимо этого, он якобы отоваривается в местных магазинах, оплачивая «покупку» картой, а на самом деле – просто получает на руки от продавца валюту за минусом его процента. Обычно за 50 проплаченных картой долларов человеку дают 40-45 долларов наличными.
Желающие приходят к нему сами, отдают карты, называют пин-код к каждой. За 100-150 манатов он привозит людям в Туркменистан доллары, которые они затем меняют на базаре по рыночному курсу. Получается, за каждый снятый доллар Внешэкономбанк списывает с карт людей по 3,5 маната – это официальный курс, а базарные менялы дают уже 19 манатов. За весь срок действия визы Ширберды удается съездить в Узбекистан около пяти раз. Заработанных таким образом денег хватает на оплату визы и дорожных расходов плюс остается «на пожить» еще неделю. Этим бизнесом мой собеседник занимается уже год.
«Я лично знаю с десяток людей, которые промышляют тем же самым, — говорит он. – А что делать – кризис! Народ поставили в такие условия, что люди выкручиваются, как могут».
Среди «валютных туристов» далеко не все, как Ширберды, безработные. Многие люди заняты на госслужбе, а подзаработать в Узбекистан ездят в свои отпуска или на выходных. Один из таких людей – Розымбай, работник предприятия «Дашогузтрансгаз». Он говорит, что, скорее всего, это будет его последняя виза, так как каждый раз поездка приносит все меньше денег.
«В конце октября был в Шавате [поселок в Узбекистане близ границы с Туркменистаном – прим. turkmen.news], и за весь день не смог проплатить через терминал ни одного сума, хотя еще летом стабильно получалось провести оплату на 45-50 долларов, — говорит он. – Домой вернулся лишь с $10 в кармане – все, что удалось снять в банкомате».
Мужчина надеется, что проблемы эти временные – раньше такое тоже случалось, поэтому он пробует еше одну попытку. Однако рассказы других людей наводят на мысль, что лавочку скоро прикроют окончательно.
«Мой коллега оформил визу через турагентство, а когда мы вместе поехали на КПП, у него внезапно потребовали предъявить путевку, — говорит Розымбай. – Никогда до сих пор ни у кого ее не спрашивали, никто ее с собой в поездку не брал, — есть виза и все, а тут, пожалуйста, предъявите турпутевку!»
В итоге коллегу не пропустили. Как он позже рассказал сам, вместе с ним по той же причине в город вернулись еще около 20 человек.
Властям не нравится такая предпринимательская деятельность населения. На протяжении последних трех лет Внешэкономбанк вводил разные ограничения для населения, каждый раз уменьшая сумму для снятия за рубежом. Затем в банках стали проверять паспорта: действительно ли человек в дни снятия с его карты денег находился за границей, — и если пограничные штампы отсутствовали, то человеку пожизненно блокировали карту. Эти проверки проводятся волнами, а люди у посольства говорят, что очередная волна идет именно сейчас.
Подобные действия миграционной службы и банка непонятны гражданам. Более того, эти действия вызывают озлобленность у населения, которое в условиях большой безработицы, роста цен на товары и продукты питания, инфляции использует любой шанс, чтобы иметь средства к существованию. Сейчас армия безработных в Дашогузе, по словам Розымбая, увеличилась за счет мастеровитых людей, тех, кто в теплый период был занят ремонтом домов или квартир, изготовлением из глины кирпича-сырца, тамдыров, другими видами ремесел, а сейчас спроса на их труд нет. Многим людям ничего не остается делать, как выехать в Турцию на заработки.
Турция – больная тема для моего первого собеседника Ширберды. Устроиться управляющим коттеджа с зарплатой в 700 долларов, как ему обещали изначально, он не смог, а возвращаться домой без денег постыдился. В итоге мужчина месяц отработал на текстильном предприятии с оплатой в $6 в час по 10-12 часов в сутки, расплатился за комнату в квартире, вернул долги и купил билет на самолет в Ашхабад. Говорит, надышался текстильной пылью на всю жизнь.
«В Турции работать можно, если ты холост, но у меня подрастает сын, — говорит он. – Подросток без внимания отца может пойти по неправильному жизненному пути, а если начнешь его потом в этом упрекать, он резонно спросит: папа, а где ты был все это время?»
Между тем, местные жители нашли способ зарабатывания денег прямо тут, около посольства. Метрах в ста от здания, в окошке частного дома, одна русская семья за небольшую плату помогает людям правильно заполнять визовую анкету на неродном для туркмен языке. Порой люди не могут правильно написать свое имя и фамилию, не знают, куда вписывать номер паспорта, а куда – срок его действия. Судя по количеству людей, обращающихся за помощью, доход семья имеет неплохой. Правду сказал Ширберды: а что делать – кризис!
P.S. Пока материал готовился к публикации, источники turkmen.news в Дашогузе и Лебапе сообщили, что количество людей, пересекающих границу, заметно снизилось. Возможно, это связано с новыми ограничениями Внешэкономбанка, а возможно – с наступлением холодов. Новые данные о переходе границы скоро предоставит Государственный комитет по статистике Узбекистана, власти Туркменистана такие данные не раскрывают.
Правила комментирования
comments powered by Disqus