Язык народа формирует государство. Если на нем свободно не говорят в обществе, а представители других наций не хотят учить его и пренебрегают им, то где этот язык может развиваться? Может ли кыргызский язык как национальный развиваться в России, Казахстане, Узбекистане и других странах? Кто в первую очередь должен быть заинтересован в развитии кыргызского языка? Как бы этот вопрос ни ставился ребром, следует признать его как необходимость времени, не политизируя. Ведь государственный язык является атрибутом независимого государства.
Речь идёт не о простых людях, а об интеллигентах
Для решения вопросов государственного языка была создана государственная комиссия, которая добросовестно выполняет свою работу. Дело не в этом. У простого народа тоже не стоит этот вопрос, в сельской местности кыргызы полностью и точно выполняют свои обязанности в применении языка. По нашему мнению, слабость проявляют опять же интеллигенты. Именно они являются причиной того, что русский язык был принят в качестве официального языка. В итоге в государственных учреждениях кыргызский язык оказался в положении пасынка, а официальный язык стал выполнять обязанности "старшего брата". Теперь ещё вдобавок выставляют на главное место и английский язык. Мы все видим, как активно молодёжь учит английский язык, чтобы выехать за границу. Кто виноват, что нет такой потребности в кыргызском языке? В общем, есть о чем подумать кыргызской интеллигенции.
Кому мы хотим понравиться, или Потерянное поколение
Иногда появляются мысли, нет ли в генетическим коде кыргызов преклонения перед другим, "великим" народом. В 1920-1930-ые годы кыргызская интеллигенция связывала свою судьбу с русским языком, их сыновья женились на представительницах других наций, считая себя интернационалистами, в результате чего родилось поколение маргиналов. Конечно, есть правда в пословице "сборная сталь очень крепка", так и поколение маргиналов впитало культуру обоих народов, и из него вышли известные люди. Никто не сможет убежать от правды, после смерти человека у кыргызов принято вспоминать о нем только хорошее. Тем не менее, надо сказать: те сыны народа, кто для собственной славы или авторитета неправильно доносил величие и культуру кыргызов до всего мира имеют чужую кровь или являются "киргизами". Пришло время обратить внимание на то, что у известных людей, не проявляющих бережного отношения к народным ценностям, вырастают не уважающие народ дети. Такое воспитание даётся только в семье.
Государство и язык
Положение у кыргызского государства и кыргызского языка похожее, оба они нуждаются в помощи. Чтобы выпрямить государство, нужны не чиновники, а думающие о народе руководители. Рано или поздно такие люди появятся, и сейчас есть люди, готовые бесплатно работать ради страны.
Кыргызский народ терпелив, сам никого не задирает, но даст сдачи обидчику, его можно уговорить, но обмануть себя он не позволит. Нельзя обманом править народом или заставить его жить по чужой конституции. Пришло время нам встать на свой путь.
Положение кыргызского языка, на котором создан эпос "Манас", – тяжёлое. Но я верю в будущее кыргызского языка. Все мы должны работать в этом направлении, ничего само по себе не возникает. Свой язык может сохранить только народ. Государство должно поддерживать.
Революция и язык, или Глаза насытятся только землёй
Чего только мы не перенесли за годы независимости. Никто на нас не нападал снаружи. Врагом кыргызов являемся мы сами. Кажемся себе героями, прогнав двух президентов. Пережили две революции, но, к сожалению, как бы ни били себя в грудь, что являемся потомками Манаса, мы не смогли совершить революции в языковой политике.
Национальное и общественное сознание осталось прежним. Политический и экономически кризис - ничто по сравнению с кризисом национальной идентификации, духовым кризисом. Опять же в духовном кризисе находится не простой народ, а кыргызская интеллигенция и кыргызские чиновники. Нельзя это скрыть, как нельзя и не говорить об этом.
Простой народ довольствуется малым, но никак не могут насытиться высокопоставленные чиновники и их семьи. Это большая национальная трагедия. Кыргызы говорят, что глаза человека можно насытить только землёй. Тогда получается, что у нас ещё много бед впереди.
В первые годы независимости власть не досталась мудрым руководителям, думающим о народе, порядочным аксакалам. Власть в свои руки взяли ловкачи с чуждой идеологией. Мы видели, как авторитетные аксакалы сходили с позиции и соблазнялись на мирские соблазны, защищая свои семьи и кланы. Власть, отдельные учёные-педагоги не смогли дорасти до дум государственного уровня. На сегодня много руководителей, учёных, думающих на уровне села, района, области. Вот где трагедия.
Правила комментирования
comments powered by Disqus