1. В чем причина нового поднятия вопроса о повышении цены (тарифа) на электроэнергию?
2. Вы согласны или против повышения тарифов на электроэнергию?
А) Если вы согласны, то для каких потребителей и в каком размере необходимо повышать?
Б) Если вы против, то какие, на наш взгляд, есть пути обновления устаревшего оборудования в энергетической отрасли?
3. Как воспримет население повышение тарифов на электроэнергию, к каким результатам может привести такое решение в обществе, по вашему мнению?
Орозбек Дуйшеев,общественный деятель:
1. Народ Кыргызстана должен смотреть на электроэнергию по-человечески. Самая плохая привычка в Кыргызстане – вырвать себе, надо только взять, осталось забытым такое как дать обществу, что-то вырастить для народа. Поскольку наши ГЭС, подстанции построены во времена СССР, наша электроэнергия дешевая. Но это все надо обновлять, ремонтировать, растить. Поэтому нам нельзя сейчас не поднимать цены. В последние годы в Кыргызстане зарплата выросла в 2-2,5 раза. А тариф на электроэнергию остается по-прежнему. Раз мы пользуемся ею, то при распределении на каждого члена семьи выходит малая сумма.
2. Настало время повысить тариф на электроэнергию на 1 сом или 1 сом 30 тыйынов. Но для этого, прежде всего, надо разъяснить народу. Уважаемый народ, в связи с удержанием тарифов на очень низкой отметке, мы совсем не обновляем оборудование, не проводим капитальный ремонт, надо разъяснять, что надо строить новые подстанции. А для коммерческих предприятий будет правильным определить цену в 2-2,5 сомов. Деньги, полученные от повышения цены, необходимо использовать для будущего, улучшения мощности электрических подстанций, надо обратить внимание на это.
3. Если повысим цену на электроэнергию, в дополнение к этому сократим воровство, то электрические подстанции начнут работать безупречно. Это получило бы в обществе отличную поддержку.
Нурзат Абдырасулова, сопредседатель наблюдательного совета Министерства энергетики и промышленности:
1. Инициатива повышения тарифов на электроэнергию поднимается Министерством энергетики. Надо или не надо поднимать их, должно решаться специальной тарифной методологией. На самом деле сегодня возникает много вопросов: какой сегодня тариф, сколько от него убытков, сколько инвестиций, какая помощь будет оказана социальным слоям от бюджета? Наряду с этим различные независимые эксперты говорят, что цена за электроэнергию должна быть 1 сом или 1 сом 50 тыйынов. В действительности мы до сего дня не знаем, какова себестоимость тарифа, сколько расходуется на него. Потому что не проводится капитализации ГЭС, проводящих линий, распределительных предприятий, не проводится аудит. Каждый дает свою цифру, они разные, говорят различные прогнозы, в народе порождают недоверие.
2. Не могу дать ответа на вопрос в связи с повышением тарифа. Потому что каждый тариф должен быть аргументирован, уточнен, а потом озвучен. Если методология строится современно, точно определятся расходы, убытки, до народа будет хорошо доведено, а эксперты согласятся¸ только тогда можно решать вопрос повышения тарифов.
Для обновления устаревшего оборудования в электроэнергетике надо вкладывать инвестиции. Для этого можно взять деньги во Всемирном банке, Исламском банке развития, обновить. Можно получить и для повышения тарифов. Но в массе народа очень много воровства электроэнергии. Если сможем все это остановить, то для обновления оборудования будет много резерва.
3. Сегодня низкое доверие общества к обслуживающим электроэнергетическую отрасль, поэтому будет очень трудно поднимать тарифы на электроэнергию. Для повышения тарифов необходимо проведение правильной политики, подробное разъяснение информацию, чистота руководства, четкое доведение до народа, только тогда народ поверит. А до этого, поскольку выходит информация: по коррупционным схемам здесь украли столько-то миллионов, а оттуда столько-то миллионов, народу будет трудно поверить.
Расул Умбеталиев, эксперт по энергетике:
1. Нет веских причин для повышения цены на электроэнергию. Чтобы поднимать тарифы необходимо исследовать все возможности. Потому что в отрасли энергетики ежегодно разворовывается и грабится 100 млн долларов денег. По моему мнению, надо искать внутренние резервы, сократить коммерческие технические потери, государству проводить тендеры по закупкам, проводить аукционы чисто, по справедливости. Еще одна проблема- вопрос управления электрической отраслью. Раз энергетика является фундаментом кыргызского государства, как она будет работать, такой соответственно будет экономика в стране. В отрасль энергетики должны прийти опытные предприимчивые люди с чистыми руками.
2. На каждом предприятии по выпуску продукции бывает себестоимость. У себестоимости есть свой счет - амортизационные выплаты. В энергетике на этом счету собираются деньги для приобретения нового оборудования. К сожалению, собираемые на этом счету деньги тратятся на другие статьи, оборудование за 20 лет своевременно не заменяется. Из-за устаревания оборудования говорят отговорку, что поднимем тарифы, это неправильно. Если поставить заслон коррупции, воспользоваться внутренними резервами, внутренними возможностями, то не надо будет повышать тарифы. Говорят, мол, в течение 20 лет не повышаются тарифы, это неправильно. 1-го января 2010 года премьер-министр Д.Усенов подписал постановление, резко поднял тарифы на электроэнергию, тепло, горячую воду. Временное правительство снизило поднятые им 1 сом 50 тыйынов до 70 тыйынов, и хотя снизило тарифы для населения, но для учреждений-организаций так и остались по 1 сому 50 тыйынов. На этом основании тарифы поднялись на 50%. Я веду наблюдение, ОАО «Северэлектро» в 2008-2009 годах зимой собирало деньги до 120-150 млн сомов. Начиная с 2010 года собирает оплату до 350-450 млн сомов, таким образом, собирает оплату в 2-3 раза больше.
3. Общество будет недовольно повышением тарифов на электроэнергию. Потому что насколько поднимется тариф, настолько увеличится воровство и разграбления. Если же мы не будем бороться, поставив преграду техническим, коммерческим потерям, не перекроем коррупционные пути, то контролер вместо ранее получаемым 100 сомов начнет получать 200 сомов. Потому что с повышением тарифов повышается и их цена. Общество «Северэлектро» поставило новые автоматизированные счетчики ККСК, так сразу крупные предприятия, кафе, рестораны стали платить в 2 раза больше денег чем раньше. Потому что они раньше воровали. Уже от одного этого можно получить 200-300 млн сомов. Не надо выбирать самый легкий путь, повышая тарифы, а надо искать такие другие пути, исследовать, на каком уровне, каким сроком работают подстанции, подсчитать это, тогда все станет известно. За последние 5-7 лет в энергетическую отрасль поступил кредитный грант на 8 млн долларов. Где эти деньги? А за 20 лет в электроэнергетическую отрасль поступило больше 1 млрд долларов грантов, кредитов. Глава государства говорит: «Работает схема Ширшова». А кто работает с ширшовскими схемами? С ними работают вместе ходившие люди из его команды. Решительно надо выгнать эти кадры, и если мы не поставим туда чистых, энергичных, опытных, образованных новых кадров, мы не двинемся вперед.
Сапар Аргымбаев, директор совета директоров ОАО «Северэлектро»:
1. В начале этого года и Жогорку Кенеш, и министерство обещали, что не будут повышать тарифы на электроэнергию. Мы говорим с самого начала года: пока не уменьшим коррупцию, угнездившуюся в энергетике, сколько бы ни бились, результата не выйдет. Ведь в сфере энергетики и угольном секторе свыше 2 млрд сомов денег съедают коррумпированные группы. В 2013 году по сравнению с прошлым годом мы, ОАО «Северэлектро» берем в свои руки сокращение потери на 4-5%. Если уже в этом году добьемся снижения на 5%, то сможем внести дополнительно в доходную часть 250 млн сомов денег. Это если брать только по одному «Северэлектро». А если другие три крупные компании поработают с такими же показателями, то от них поступит 250 млн сомов. Тогда в доходы войдет 500 млн сомов. Еще больше сократим потери, еще 1 млрд сомов поступит в казну. Делавшие коррупционнее схемы с Ширшовым и сегодня ходят в Кыргызстане. Они до сих пор работают по этим схемам. Они не хотят перехода энергетического сектора на открытый и прозрачный путь. Хотя эти люди не напрямую работают, но имеют интересы в энергетике. Некогда они в спешке торопливо продали за 3 млн сомов «Северэлектро», позднее тоже так хотели сделать, но это намерение не реализовалось, раздробили распределительные компании на многие мелкие, думают, воспользуемся еще года 3-4 своими интересами. Мы об этом писали письмо президенту. Излишние кВ, о которых говорят как о потерях, они превращают в наличные деньги. Прежде чем поднимать тарифы, сначала надо остановить это. У нас весь энергетический сектор стоит 350 млн долларов. 350 млн долларов – это цена одной турбины Токтогульской ГЭС. Надо поставить новые цены амортизационным выплатам, четко вести экономические расчеты.
2. Устаревшее оборудование в энергетике чиновники стараются закрыть за счет получения кредитов. Сколько миллионов кредитов пришло до сего времени в энергетический сектор, но сполна неизвестно, куда они уходят. В кредиты внедрили понятие «мистер 10%», заставляли работать в собственных интересах. Если мы выведем на свет свои внутренние резервы и используем свои же внутренние возможности, то не будем зависеть и от кредитов.
3. Поскольку сильно воровство в электроэнергетике, пока не приведем в чувство держащихся за энергетический сектор, будет абсурдом повышение тарифов. Народ на это не согласится.
Правила комментирования
comments powered by Disqus