В Кыргызстане зарегистрированы более трех тысяч различных религиозных организаций, которые поддерживают мир и диалог между собой. Конституция гарантирует равные права и свободы для всех верующих. - рассказывает Cabar.asia
Каждый вторник и субботу из Воскресенского собора в Бишкеке выезжает автобус милосердия. Сестра Ольга, охранник и водитель – таким составом они едут по двум точкам столицы, где собираются бездомные и малоимущие, чтобы накормить их горячим обедом. Ольга Яковлева вот уже шесть лет выезжает с «автобусом милосердия».
«А кто пожалеет их? Вот так проходим, а у каждого своя судьба – кто-то случайно оказался, кого-то выгнали, несчастье какое-то случилось», – говорит она.
На этот раз к благородной миссии присоединились сотрудники исламского журнала «Умма». О том, что христиане кормят бездомных, молодые люди узнали из социальных сетей и решили тоже поучаствовать.
«Мы отозвались, потому что эта идея очень интересна и благородна. И вообще, все религии призывают к тому, чтобы помогать ближнему. Мы мобильно решили присоединиться к инициативе христианской церкви, потому что помогать – это круто», – говорит активист Бекжан Юсупов.
Согласно статье 32 Конституции страны, каждому гражданину Кыргызстана гарантирована свобода совести и вероисповедания:
- Каждому гарантируется свобода совести и вероисповедания.
- Каждый имеет право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой.
- Каждый вправе свободно выбирать и иметь религиозные и иные убеждения.
- Никто не может быть принужден к выражению своих религиозных и иных убеждений или отказу от них.
В настоящее время в республике официально зарегистрированы 3 294 религиозные организации. Из них 2 884 исламского и 396 христианского направления, а также иудаистская, буддистская общины и бахаи.
«Кыргызстан является полиэтническим, поликонфессиональным обществом. После обретения независимости у нас была либеральная политика в сфере религии. Тем не менее свобода вероисповедания у нас хорошо обеспечивается по сравнению с другими странами», – говорит Закир Чотаев, замдиректора Госкомиссии по делам религий.
Дружеские отношения
Такое религиозное многообразие в стране сложилось исторически – на территории современного Кыргызстана всегда проживали представители разных религий. Археологические находки свидетельствуют, что в разные периоды проживавшие здесь племена и народы исповедовали и зороастризм, и тенгрианство, и буддизм. Это многообразие было обусловлено прохождением по территории республики Великого Шелкового пути.
По словам представителя Духовного управления мусульман Кыргызстана Акимжана Эргешова, ислам на территории Центральной Азии существует с конца VII века. А после получения независимости в 1991 году в Кыргызстане была основана первая мусульманская организация – Духовное управление мусульман – и назначен первый муфтий.
О том, как развивается исламское сообщество, красноречиво свидетельствуют цифры. В годы Советского Союза в Киргизской ССР насчитывалось 39 мечетей, сегодня их количество приближается к трем тысячам, а более 80% населения считает себя мусульманами.
Рядом с исламом вот уже более 150 лет мирно живет и сосуществует Русская православная церковь. Археологические данные свидетельствуют о появлении христианства на территории страны еще в средние века. Но современная история православия начинается с момента вхождения Кыргызстана в состав Российской империи в XIX веке.
Затем, в годы СССР власти поддерживали политику атеизма, а с 1991 года, по словам служителя Собора Великого князя Владимира в Бишкеке Алексея Сыромятникова, православные верующие ощутили прекращение атеистического гнета.
Сегодня Русская православная церковь в Кыргызстане является первой после ислама конфессией по количеству верующих, а на территории страны действуют 54 храма.
«Больше 150 лет местные жители видят в христианах не оппонентов, не врагов, а прекрасных соседей. И мы продолжаем эту преемственность. Когда появилась редчайшая возможность построить где-то в регионах церковь, очень часто финансово помогали настоятели соседних мечетей – имамы. Это доказывает наше дружеское отношение», – подчеркивает Сыромятников.
Межконфессиональное согласие
Помимо ислама и православия, в Кыргызстане также официально зарегистрированы и представительства других конфессий, которые не столь многочисленны. Одна из них – буддизм.
Недалеко от Бишкека, в селе Маевка, расположен небольшой храм, который буддисты называют «Место Пути».
На территории современной Центральной Азии буддизм появился еще в I веке до нашей эры. Археологические находки в Чуйской области доказывают, что в VII-XIII вв. здесь располагались крупные буддийские комплексы.
Современный буддизм в Кыргызстане существует всего 30 лет. По словам главы буддистского общества Олега Цоя, их религиозная организация была зарегистрирована в 1989 году.
«Наше общество было встречено Госкомиссией по делам религий с теплом и пониманием. Никаких противоречий никогда не было», – говорит он.
В Кыргызстане также есть представители одной из самых молодых религий – бахаи. Она зародилась в Персии в середине XIX века, а первая в мире организованная община бахаи за пределами современного Ирана появилась в Ашхабаде в начале 1880-х гг. Там же в 1918 году был построен первый в мире храм бахаи.
Официальную регистрацию в Кыргызстане эта организация получила в 1992 году. А сейчас в стране насчитывается 12 общин бахаи и несколько сотен последователей этой религии.
Асель Исламханова, член национального духовного совета бахаи в Кыргызстане, отмечает:
В Кыргызстане я не встречалась ни с каким видом агрессии, когда говорила, что я бахаи или принадлежу к другой конфессии. В Кыргызстане есть межконфессиональное согласие.
Кенжебек Ботобаев, настоятель лютеранской церкви в Кыргызстане, вспоминает, что ему и другим лютеранам пришлось пережить немало гонений и непонимания со стороны соотечественников. Прежде чем перейти в лютеранство, он 15 лет проработал в органах внутренних дел, а затем поступил в духовную семинарию в Бишкеке.
Официальную регистрацию в Кыргызстане Лютеранская церковь получила в 2001 году. По словам Ботобаева, сегодня в стране около 600 человек, которые относят себя к лютеранам.
«В прошлом было тяжело, но сейчас люди стали понимать религию и вероисповедание. Мы себя хорошо чувствуем», – отмечает он.
Представители различных конфессий признают, что в Кыргызстане сложилась уникальная ситуация, когда люди разного вероисповедания мирно уживаются и проводят совместные мероприятия.
«В сравнении с соседними странами мы можем говорить, что у нас намного больше свободы, больше восприятия взглядов, толерантности, чем в других республиках», – говорит Акимжан Эргешов.
***
Акция совместной раздачи еды для бездомных и малоимущих может служить примером мирного сосуществования и сотрудничества между представителями разных религий. Впервые приняв участие, журналисты мусульманского журнала «Умма» обмениваются контактами с сестрой милосердия Ольгой, чтобы и в дальнейшем проводить совместные благотворительные мероприятия.
«Для того, чтобы сохранился межконфессиональный мир в Кыргызстане, надо проводить работу с молодежью, доносить до них, что мы живем в одном государстве. И неважно кто ты – мусульманин, христианин или буддист – ты прежде всего человек и являешься гражданином этой страны», – заключает Бекжан Джусупов.
Правила комментирования
comments powered by Disqus