Что не так с урбанизацией в Узбекистане, какие подводные камни скрываются за отменой прописки и почему подавляющему населению страны не холодно и не жарко от строительства "сити", рассуждает в своей колонке экономист Мирякуб Хайдаров.
Зачем это нужно
Среди различных "моделей экономического развития" особое место занимает так называемая "модель Льюиса". Для развитых стран, обеспечивших себе достаточно высокий уровень жизни, и высокую долю населения, проживающего в городах, она ценности не имеет. Но для развивающихся стран применение "модели Льюиса" – это ключ к решению ряда социально-экономических проблем. Не зря он лауреат Нобелевской премии.
Согласно модели Артура Льюиса, общего роста можно достичь при взаимодействии 2 секторов: промышленности и сельского хозяйства. При этом в отличие от неоклассических моделей, ориентированных на увеличение предложения, и кейсианских, ориентированных на стимулирование эффективного спроса, модель, предлагаемая Льюисом, предполагает оптимальное сочетание обоих подходов. Как? За счет перераспределения рабочей силы из сельского хозяйства в промышленность, соблюдая правила рациональности.
Это должно происходить в процессе урбанизации – более быстрым увеличением городского населения по сравнению с сельским. Осуществление урбанизации позволяет сконцентрировать большую часть населения в компактном проживании, что даёт:
– колоссальный экономический эффект за счет уменьшения удельных расходов на обеспечение людей электричеством, водой, теплом, транспортных расходов, более производительного и приносящего большие доходы труда;
– резкое увеличение уровня жизни и колоссальный социальный эффект за счет доступа большего числа людей к более качественному образованию, здравоохранению, более комфортному жилью, достижениям культуры и искусства и другие преимущества.
Урбанизация – урбанизации рознь
Не всякая урбанизация хороша. Урбанизация, проходившая в ряде стран Латинской Америки, не дала ожидаемого эффекта и получила название "ловушка Латинской Америки". Почему?
Во-первых, она чаще всего проходила стихийно – без должного государственного регулирования этого процесса. Не было должного и рационального взаимодействия двух основных секторов: аграрного и промышленного, в результате сложилась не пропорциональная структура общественного производства.
Во-вторых, стихийное переселение сельских жителей в города создало резкий дисбаланс на рыке труда – предложение существенно превышало спрос. При том, что эффективность системы социальной защиты не удовлетворяла нужды, значительная часть переселившихся оказались необеспеченными, что сформировало кварталы неимущих, с высоким уровнем криминала.
В-третьих, нужно отметить отсутствие программ выравнивания доходов, снижения дифференциации между доходами различных групп населения. Это имеет негативное отражение не только на экономическом развитии, но и на доступе и освоении образования, квалификации, достижений культуры.
В-четвертых, города, и в особенности крупные мегаполисы этих латиноамериканских стран развивались не на основе рациональных инвестиционных программ. Это не дало должных темпов развития индустриального сектора, что негативно отразилось на занятости, покупательских способностях населения, со всеми последствиями.
Это пример урбанизации в отрыве от индустриализации, когда внешние признаки роста городского населения доминируют над целесообразной сутью модели развития, и обеспечения должного уровня аграрного сектора.
В качестве примеров удачной урбанизации можно привести государства так называемых восточноазиатских тигров, а также Японии, Южной Кореи. В программах экономического развития и урбанизации этих стран были учтены практически все недочеты, перечисленные применительно к странам Латинской Америки. Важнейшей причиной успеха стало то, что страны Юго-Восточной Азии в процессе перехода держали под жестким контролем увеличение разрыва в доходах населения, благодаря чему им удалось создать благоприятный социально-экономический климат.
Кроме того, процесс рационально регулировался властями. Так, в Китае урбанизация осуществлялась изначально за счет развития малых городов. Развитие малых городов было тесно увязано с развитием местных предприятий, что внесло большой вклад в развитие национальной экономики – прежде всего производств.
При этом была решена проблема занятости в сельской местности, поскольку излишки рабочей силы, образующиеся за счет их вытеснения из сельского хозяйства в результате роста производительности труда абсорбировались этими растущими малыми городами. Важно, что процесс сопровождался обучением переселяющегося сельского населения к индустриальным видам труда, и условиям проживания в городах.
Страны Юго-восточной Азии при этом поддерживали развитие инноваций, научные исследования и разработку, что позволило добиться непрерывного совершенствования технологий. Так, в Японии из 40 регионов, которые подали заявки на конкурс технополиса в соответствии с программой "Технополис-90", принятой в 1982 году, 19 были отобраны для создания технополисов, и для каждого технополиса был разработан отдельный план развития.
А что у нас?
Демографические тенденции у нас в стране такие, что сельское население росло более высокими темпами, чем городское. В 2008 году группа энтузиастов разработала проект по возможным направлениям урбанизации в стране. Однако их идеи так и остались на бумаге, не нужные властям.
В 2009 году Кабинет Министров издал постановление № 66. Согласно ему, ряд сельских поселений и крупных деревень были "преобразованы" в города (поселки городского типа). В результате число городов увеличилось со 113 до 1085. Уровень урбанизации, по "росчерку пера" в 2009 году составил 51,6%.
При этом тенденция ускоренного роста населения в сельской местности сохранилась и этот показатель в 2017 году снизился до 50,6 процента. То есть, если по рейтингам Doing Business страна добилась определенного прогресса, то по показателю урбанизации не дотягивает до среднемирового уровня – порядка 54%.
Очевидно, что в стране Концепции урбанизации как таковой не было. Проблему занятости в сельской местности пытались решить за счет создания рабочих мест на селе. Это отразилось на всех аспектах социально-экономической жизни, в том числе на решении жилищных проблем. Вместо того, чтобы строить компактные поселения в малых городах, несколько лет осуществлялась так называемая Программа по строительству индивидуального жилья по типовым проектам в сельской местности.
По цене этого жилья, можно было предположить, что оно было ориентировано не на обеспечение нуждающихся жильем, а на "распил" выделяемых средств. Потому, что остро нуждающиеся в улучшении жилищных условий это, прежде всего, малообеспеченные семьи. А по стоимости дома по типовым проектам были недоступны даже для среднеобеспеченных семей.
Если бы средства, потраченные на строительство типовых домов, были распределены среди реально нуждающихся в жилье, с правом самим построить, с обязательным целевым использованием, с выделением им площадей под строительство жилья – несомненно, количество обеспеченных жильем было бы в разы больше. Но, это противоречит интересам "распила".
В строительстве новых, так называемых "сити", тенденция по стоимости сохранилась – значительная часть строящегося жилья – это так называемые элитные квартиры. Производственный сектор в этих "сити" не предусмотрен. То есть это не комплексное решение проблемы жилья и занятости. Подавляющей части населения страны от строительства "сити" не холодно и не жарко. Ресурсная же база коммерческих банков "увязла" в этих "сити", и есть риск перейти в активную фазу ипотечного кризиса.
Пару слов о прописке
При всех этих проблемах различные группы "муссируют" вопрос отмены прописки. Что это даст? Люди необеспеченные работой и жильём, не имеющие должной квалификации, начнут переселяться в крупные города. Их там кто-нибудь ждет? Есть работа? Жильё? К чему это приведет? Не к продолжению ли событий в студенческом городке Ташкента 1991 года и Андижана 2005 года.
А не следует ли, прежде чем отменять прописку, создать хоть какое-то улучшение ситуации в малых городах и поселках городского типа? Создавать, прежде всего, там рабочие места и жильё, дать электричество, воду, энергию, обучать переселяющихся туда навыкам индустриальных профессий, городскому образу жизни? И лишь затем вернуться к вполне закономерному вопросу отмены прописки?
В научных кругах генерируются идеи развивать городские агломерации вокруг крупных городов. Так Regional Center for Development Studies считает, что "Центральная Азия остается в основном темным местом на карте. В Центральной Азии отсутствует единая большая городская агломерация. Может ли такая агломерация появиться в ближайшее время?"
Идеи создания крупной городской агломерации имеет определенную поддержку. Но представляется, что формирование такой агломерации, без предварительного развития малых городов не обеспечит должный спрос на продукты этой агломерации. Для кратковременного "распила инвестиций" развитие таких агломераций на готовой инфраструктуре – идеальный вариант. Но в долгосрочном плане, получится вариант стран неудачной урбанизации, как это произошло в некоторых странах Латинской Америки.
Да, сейчас вопросов больше, чем ответов. Оптимизм вселяет принятый 10 января 2019 года Указ президента Узбекистана "О мерах по коренному совершенствованию процессов урбанизации", и создание специального Агентства. Также повод для оптимизма – начатая поддержка науки, прежде всего математики, биологии, химии, геологии. Это даёт надежду, что не далек тот день, когда и до экономических, социальных наук тоже дойдет очередь.
Есть надежда, что новый состав депутатского корпуса привнесет рациональное зерно в решение этих острых проблем. Однако, традиции, сложившиеся в этом институте, вызывают необходимость создания новых реально оппозиционных структур, способных генерировать позицию, альтернативную официальной. Маловероятно, что такие структуры будут иметь реальный вес, но генерируемые ими идеи, смогут дать возможность законодателям и исполнительской власти лучше выполнять свои обязательства перед обществом.
Например, если вопрос отмены прописки отложить, то, по справедливости, инвестиции в крупные города в жилье "для богатеньких", на готовую инфраструктуру, нужно облагать дополнительными налогами, а инвестиции, направляемые в малые города и поселки городского типа всячески стимулировать.
Правила комментирования
comments powered by Disqus