Давление со стороны США и его союзников, а также напряженная обстановка внутри региона подталкивают иранское руководство расширять сферу своего влияния не только на Ближнем Востоке, но и в Центральной Азии.
Диалог между Таджикистаном и Исламской республикой Иран едва можно назвать доверительным, обе республики скорее находятся в состоянии «прохладной дружбы». Однако в настоящее время наметился некий сдвиг во взаимоотношениях. И если в политической сфере этот процесс едва заметен, то в экономической, туристической и культурных областях прогресс более очевиден.
Торгово-экономическое сотрудничество между Ираном и Таджикистаном в настоящее время демонстрирует значительный рост после пятилетнего спада. По словам Мухаммед-Казема Ширделя, вице-президента Иранско-Таджикистанской торговой палаты, торговые операции между двумя странами за последнее время увеличились на 40 процентов с начала текущего иранского календарного года (март 21, 2019). Это значительный успех на фоне резкого снижения экспорта Ирана в Таджикистан в результате политических разногласий, а также односторонних санкций США: с 263 миллионов долларов в 2012 году до 8 миллионов долларов в 2018 году.
Таджикистан является прибыльным рынком для иранских товаров, тем более, через республику Иран имеет возможность поставлять свою продукцию в другие страны Центральной Азии, в частности в Киргизию. Также, в попытках потеснить крупные китайские компании, Иран предложил правительству Таджикистана свои услуги в разведке и разработке месторождений полезных ископаемых. Кроме того, Иран стремится в ШОС, а это во многом зависит от позиции Таджикистана, который неоднократно блокировал иранскую кандидатуру.
Активным образом развиваются двусторонние контакты в сфере культуры и туризма. Иранские дипломаты и политики, апеллируя к факту общей культурной составляющей иранского и таджикского народов, искусно продвигают на межгосударственном уровне различные проекты и инициативы в данных сферах.
«Туристические и культурные отношения между двумя странами должны быть на самом высоком уровне», — заявил министр культурного наследия, туризма и ремесел ИРИ Алиасгаром Мунисоном в ходе встречи с послом Таджикистана в Иране Низамуддином Захеди. По мнению министра «туризм в дополнение к экономическим инициативам является стратегией доброты, дружбы, мира и близости для обеих республик».
Внимание также стоит обратить на предложение Ирана ввести между странами безвизовый режим, что, по их мнению, положительно отразиться на сплочении народов двух стран.
От культуры к политике
В условиях давления со стороны США Тегеран больше заинтересован в поиске союзников, чем в поддержании конфликтов. В этой ситуации развитие контактов во всех упомянутых ранее сферах играет на руку иранскому руководству. Расширение сотрудничества в экономической, культурной и туристической сферах создали эффективную платформу для перезапуска политических и дипломатических контактов. Благоприятно на ситуацию повлияла и смена в начале 2019 года глав дипмиссий Таджикистана в Тегеране и Ирана в Душанбе.
На посты были назначены опытные дипломаты, которые в короткий срок добились потепления отношений между двумя странами. Уже в июне 2019 года, в ответ на приглашение Таджикистана, в страну для участия в пятом саммите СВМДА (Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии) летит президент ИРИ Хасан Рухани и Министр иностранных дел Мохаммад Джавад Зариф. По итогам визита в Душанбе политик выразил готовность своей страны к развитию отношений с Таджикистаном во всех сферах.
После этого были возобновлены регулярные авиарейсы по маршруту Душанбе — Мешхед — Душанбе, а в столице Таджикистана прошла первая за последние годы выставка иранский продукции. Стороны договорились о достройке тоннеля «Истиклол» при финансовой помощи Ирана, а также перспективу перехода на собственные валюты при взаимной торговле. Кроме того, Иран предложил свои морские порты для поставок таджикских товаров.
Правила комментирования
comments powered by Disqus