90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут

Визовый занавес: «холодная» война между Бишкеком и Вашингтоном

10.02.2020 14:00

Политика

Визовый занавес: «холодная» война между Бишкеком и Вашингтоном

Главной новостью последних дней в Кыргызстане стало введение ограничений на въезд c 22 февраля 2020 года в США для граждан шести стран, а именно: Нигерии, Судана, Танзании, Эритреи, Мьянмы и Кыргызстана. Несмотря на то, что власти США ввели запрет только на получение иммиграционных виз и «грин-карты» («Diversity Visa»), такое решение администрации президента Дональда Трампа вызвало бурю возмущений у многих кыргызстанцев.

Если и раньше для кыргызстанцев было очень тяжело получить американскую визу (в 2019 году доля отказа – 67,75%, из стран ЦА чаще отказывают только гражданам Узбекистана), то теперь желающим легально и нелегально попасть в Америку будет намного труднее это сделать. В чем причины такого решения властей США, и как оно отразится на будущем отношений Кыргызской Республики и Америки?

Что не так с репутацией кыргызского паспорта?

Согласно данным на сайте посольства США в Кыргызстане, «визовые ограничения, как определено в президентской прокламации 9645 (указ), были введены в отношении нескольких стран в связи с недостаточностью мер безопасности в выпускаемых ими документах, удостоверяющих личность, как это выяснилось при тщательном анализе. Эти недостатки включают необеспеченность электронными биометрическими паспортами, неуведомленние об утерянных или украденных паспортах, и недостаточная работа по предоставлению  информации о подозреваемых террористов».

Кроме того, диппредставительство привело следующую информацию: «согласно данным Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики, в 2015-2017 годах было инициировано 64 расследования в связи с нелегальной выдачей кыргызских паспортов… Соединенные Штаты обеспокоены по поводу репутации кыргызских паспортов, а также процессом их выдачи».

Как видно из заявления американского посольства, претензии Госдепартамента заключаются в отсутствии в стране биометрических паспортов, предоставлении неполной информации по паспортам, а также их нелегальной выдаче. Наиболее интересным выглядит последний пункт. С одной стороны, здесь можно вспомнить многочисленные скандалы вокруг Государственной регистрационной службы Кыргызской Республики (ГРС КР) – ответственного за изготовление и выдачу паспортов госоргана, чтобы понять определенную обоснованность претензии со стороны американских дипломатов. Перечислим наиболее известные случаи нелегальной выдачи паспортов КР:

  • в 1999-2000 гг. у  некоторых боевиков «Исламского движения Узбекистана» (ИДУ), организовавших нападение на юг Кыргызстана, были обнаружены поддельные паспорта КР;
  • в 2012 году в Нур-Султане задержали шесть афганцев, которые пытались попасть в Европу по паспортам граждан Кыргызстана;
  • в 2016 году в Стамбуле задержаны 98 граждан Китая уйгурского происхождения с поддельными паспортами Кыргызстана;
  • в 2018 году в Испании с поддельным паспортом КР задержан россиянин – член ОПГ, разыскиваемый за тяжкие преступления; 
  • в 2019 году кыргызские паспорта засветились в целом ряде преступлений. У предполагаемого убийцы Зелимхана Хангошвили в Берлине, у гражданина Казахстана, которого разыскивал Интерпол, у подозреваемого в заказных убийствах гражданина Российской Федерации, у убитого в Турции бизнесмена Айеркену Саймаити.

Этот список, который включает в себя еще не все случаи незаконного использования документа, весьма впечатляет и говорит о популярности в мире кыргызских паспортов, правда, ими пользуются нелегально различные преступные элементы. Кроме того, граждане Кыргызстана (в том числе и бывшие) засветились в рядах террористических организаций, воюющих в Сирии и Ираке, а печально знаменитые братья Царнаевы (организаторы теракта на Бостонском марафоне) являлись уроженцами Кыргызстана. Но ненадежность кыргызского паспорта – лишь одна сторона медали в отношениях Бишкека и Вашингтона.

Последствия американского решения для Кыргызстана

Об ухудшении отношений Кыргызстана с США говорилось давно. К этому привела целая цепочка событий: закрытие американского Центра транзитных перевозок – базы «Ганси» (2014 г.), вступление Кыргызстана в ЕАЭС (2015 г.), денонсация соглашения о сотрудничестве между правительствами КР и США (2015 г.). Переориентация страны на сотрудничество с Россией, а также с Китаем вызвало явное недовольство в Вашингтоне.

Из последнего – недавно в парламент страны, Жогорку Кенеш, был внесен проект Закона «О внесении изменений в Закон о некоммерческих организациях», который подразумевает дополнительную отчетность НКО перед госорганами. А, как известно, любое давление на гражданский сектор вызывает негативную реакцию у Госдепартамента.

В какой-то степени недавний указ Трампа об ограничениях въезда граждан Кыргызской Республики в США можно назвать одним из шагов политического давления на официальный Бишкек, или, как минимум, неким намеком на возможные санкции и дальнейшее ухудшение отношений со стороны США. Ведь лет десять назад, когда тогдашний президент К. Бакиев оставил американскую базу в стране, несмотря на обещания ее вывести, процент отказа в американских визах был в размере 20-30, а после 2014 года, когда была выведена база, процент увеличивался и достиг почти 70% к 2019 году. 

До сих пор не было подписано новое соглашение о сотрудничестве между двумя странами, а госсекретарь США Майк Помпео в ходе недавнего турне по странам бывшего СССР в рамках формата «C5+1» не стал заезжать в Бишкек, хотя успел посетить Казахстан и Узбекистан. Для сравнения: в 2015 году Джон Керри заехал в Бишкек в ходе аналогичного турне по странам региона. Вашингтон недоволен укреплением связей КР с Москвой и Пекином, неспроста Помпео в Казахстане призывал вступиться за мусульман в Китае и посетил Узбекистан, который заявляет о возможности углубления сотрудничества с ЕАЭС.

Скорее всего, в ближайшее время можно будет наблюдать и дальше «холодную войну» между Вашингтоном и Бишкеком. Кыргызстан в своей позиции может опираться на союзников по ОДКБ и ШОС, получать кредиты от КНР. В этом плане США значительно уступают своим предполагаемым конкурентам в регионе, не имея ни серьезных интеграционных, ни инфраструктурных проектов.  Тем не менее, Госдепартамент может оказывать дальнейшее давление в виде ограничений по визам, в частности, «попросить» своих партнеров по НАТО ввести подобные же ограничения в отношении Кыргызстана.

Получается, что США снимут введенные ограничения по выдачи виз для граждан Кыргызстана, только если страна пойдет на уступки перед Америкой, а чем требуемые к принятию меры могут обернуться – большой вопрос…

 

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

10.02.2020 14:00

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Николай Лукьянович Кравцов

Кравцов Николай Лукьянович

Эксперт в Администрации Президента КР

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»

Дни рождения:

1,1%

населения Кыргызстана владеют английским языком

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Март 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31