«Мы считаем, что национальность — это дар от Бога. Мы верим, что казахи самая чистокровная нация. Нет талантливее и способнее нас. Другие представители этносов никогда не смогут стать казахами. На протяжении веков мы живем с принципами, не изученными и не опирающимися на ни одно научное исследование. К сожалению, этноцентризмом страдают не только казахи, но и все этносы, населяющие Казахстан».
Такое мнение высказал Нурбек Матжани, пишет портал Abai.kz.
Плоды колониализма
Нурбек Матжани считает, события в Кордае показали, что мы не состоялись как современное государство. Наше сознание все еще осталось на племенном уровне.
«Я был очень обеспокоен событиями в Кордае, но не был удивлен. Знал, что это когда-нибудь могло случиться — ксенофобские разговоры часто ведутся среди родственников и друзей. Поэтому здесь есть и моя вина, что не пресекал их», — пишет он.
Матжани полагает, что виной всему колониализм. Для нас самое большое богатство — обретение независимости. Поэтому мы с подозрением и недоверием относимся ко всему, что ей угрожает.
«К сожалению, нам кажется, что представители других этносов не особо солидарны с нами в плане независимости
На формирование такого взгляда повлияли сепаратистские движения в Казахстане и других странах. Мы думали, что самым правильным решением является увеличение численности казахов. Мы думали, что представители этнических меньшинств будут бояться большинства и сепаратистские движения будут прекращены», — рассуждает автор. И считает, что в кордайских событиях виноваты обе стороны.
«Со временем казахизация переросла в шовинизм, этнические меньшинства на родной земле чувствуют себя чужеродными
Это имеет даже обратный эффект: у этнических меньшинств все больше укрепляются ксенофобские и сепаратистские настроения. Многие их представители подумывают переехать в страны, где не унижают по национальным и другим признакам. В общем, два сапога пара», — пишет Матжани.
Вина властей
Но в первую очередь, по его мнению, в событиях в Кордае виновата власть. Она не смогла представить формулу для населяющих Казахстан этносов жить в мире и понимании.
«Среди моих друзей есть представители разных этносов. Я представил себя на их месте. Представил и разочаровался. Старался найти ответы на важные вопросы. Кто я — временный обыватель или полноправный гражданин этой страны? Хочу быть полноправным гражданином, однако «настоящие казахи» всегда указывают, кто в доме хозяин. Переезжать в другую страну? Но я вырос здесь, здесь моя родина. Двоякое чувство», — написал он.
Колониальное прошлое, чувство второсортности на своей земле, дискриминация языка, традиций, религии и менталитета – очень большая рана для многих казахов. И раны эти за годы независимости до конца не зажили. Поэтому их требования исторической справедливости вполне уместны (…) Однако в Казахстане не должно быть второсортных наций, не должно быть категорий «титульная нация» и «приезжие», пишет Матжани.
Все равны
Выход из ситуации он видит в формировании национальной политики, понятной всем этносам. Межэтническое согласие в Казахстане не должно быть только в официальных документах, популистских лозунгах политиков и на концертах, организуемых АНК.
«Я хорошо понимаю настроение представителей других этносов, которые сидят «на чемоданах». И я искренне хочу, чтобы они остались в Казахстане. Для меня все граждане Казахстана — казахи. Повторяю, для меня равны все, имеющие паспорт цвета флага с изображением герба. Потому что в моем понимании нация – это не генетическая категория, основанная на крови. Для меня нация – политическая категория, определяющая гражданство страны», – подытожил он.
Правила комментирования
comments powered by Disqus