Республиканский строй и национальная армия остаются приоритетами для руководства Афганистана
Президент Афганистана Мохаммад Ашраф Гани утвердил «Основополагающие пункты позиции правительства относительно текущей политической ситуации и мирного процесса». Текст документа (копия имеется в распоряжении «НГ») состоит из 26 пунктов и дает представление о политической стратегии официального Кабула в связи с предстоящим 29 февраля подписанием мирного договора между США и «Талибаном» (организация запрещена в РФ), а также ожидаемым началом межафганского диалога.
«Вопрос об установлении мира касается всех афганцев, и, следовательно, этот вопрос будет обсуждаться со всеми афганцами, - подчеркивается в «Основополагающих пунктах». - Победа мира - это победа всего народа, поэтому необходимо иметь единую позицию».
В документе отмечается успех афганского руководства, выступившего в конце лета 2019 года против американо-талибской сделки, подготовленной спецпредставителем США послом Залмаем Халилзадом без учета интересов Афганистана. Напомним, тогда президент Дональд Трамп практически в последний момент отменил сделку: «То, что американский президент семь месяцев тому назад отверг подписание соглашения с «Талибаном», это было наше требование, и он это требование поддержал.
Если бы то соглашение было подписано, война бы продолжилась, а правительство постепенно было бы ликвидировано. В соответствии с графиком, американские войска должны были покинуть страну в течение 18 месяцев. Американцы покидали страну, без каких-либо предварительных условий. О том, что могло произойти в будущем, нельзя было предугадать. Вопрос о финансировании афганских вооруженных сил так же повисал в воздух».
Новый вариант американо-талибского соглашения, который предполагается подписать 29 февраля, судя по замечаниям «Основополагающих пунктов», принципиально отличается от проекта договора лета 2019 года. Так, например, предполагается, что в день подписания с «Талибаном» мирного соглашения присутствие международных партнеров официального Кабула увеличится, «так как они являются законными участниками названного процесса, а преемственность республиканского строя является основной темой и целью переговоров».
В «Основополагающих пунктах» подчеркивается, что ранее запланированное «финансирование вооруженных сил Афганистана до 2024 года будет продолжено»: «На состоявшейся недавно в Мюнхене Международной конференции по безопасности ее участники отметили достижения вооруженных сил страны. Мы максимально использовали последние восемь месяцев в интересах страны: восемь уездов, ранее находящихся под контролем вооруженной оппозиции, были вновь возвращены. Мы ни разу не потерпели поражение.
Раньше кое-где поговаривали, что якобы афганское правительство потерпело политическое поражение, а (афганские) вооруженные силы - военное поражение. Однако в настоящее время никто уже не может заявить о таком: 94% военных операции проводятся нашими вооруженными силами самостоятельно. Силы частей специального назначения выросли в два раза, а численность военно-воздушных сил увеличилась в три раза».
«Афганистан фактически уже год как готов к выводу 4000 американских военных, - подчеркивается в «Основополагающих пунктах». - Уменьшение количества (западных) войск какого-либо влияния на ход военных действий не окажет. Технология войны претерпела изменения, а силы безопасности и военнослужащие афганской армии уже давно усвоили эту технологию. Координация действий между различными армейскими родами войск и частями и в целом сил безопасности в настоящее время находится на беспрецедентно высоком уровне: все работают ради достижения общей цели».
Афганское руководство отмечает в «Основополагающих пунктах», что «американцы поручили генералу Миллеру (командующему силами США и НАТО в Афганистане – «НГ») при решении и определении военных задач находиться в Кабуле»: «Во времена правления президента Карзая решения подобных вопросов и задач находились исключительно в компетенции (чиновников) Вашингтона, то есть далеко за пределами Афганистана». Новые подходы к принятию военных решений руководством западной коалиции, полагают в Кабуле, не только помогут «оперативному принятию неотложных мер»: «Более того, в данном контексте, мнению афганской стороны отдается предпочтение. Возникающие возможности мы максимально использовали для пользы дела».
«Стратегическая значимость Афганистана, особенно в части борьбы с международным терроризмом, очевидна. Государство и народ на этом этапе должны быть единого мнения с Америкой, - говорится в «Основополагающих пунктах». - Нам удалось доказать свой военный, оборонный и гражданский потенциал. Они (недоброжелатели Афганистана) думали, что наши консультации и координирующие действия затянутся и мы долго будем пребывать в этой чехарде, однако афганцы доказали, что будут четко и расчетливо двигаться к цели, и останутся принципиальными для достижения консенсуса».
«Каждый шаг к мирному процессу мы делали выверено, без спешки, обуславливая каждый этап, консультируясь со всеми заинтересованными сторонами. И это в то время, когда семь месяцев назад ситуация было совсем иной, - говорится в «Основополагающих пунктах». - Во время прошлого перемирия (летом 2018 года – «НГ») талибское руководство испугалось, что может потерять контроль над своими боевиками. Именно по этой причине в этот раз (командование талибов – «НГ») не согласилось с идей прекращения огня. Семь месяцев назад «Талибан» твердил, что не будет вести переговоры с правительством (в Кабуле), а сейчас он непрерывно связывается с правительством, предлагая (для обсуждения – «НГ») то вопросы, касающиеся талибских заключенных, то другие темы».
В «Основополагающих пунктах» категорически опровергаются слухи о якобы готовящемся афганским правительством освобождении нескольких тысяч пленных боевиков «Талибана»: «Освобождение 5000 талибских заключенных – это не более чем миф. До тех пор, пока обе стороны (правительство Афганистана и «Талибан» - «НГ») не достигнут соглашения, и афганское правительство не будет уверенно в искренности «Талибана» по исполнению взятых на себя обязанностей, на освобождение ни одного талиба нельзя рассчитывать. К слову сказать, эти заключенные в основном являются командирами первого звена».
В документе, подготовленном афганским правительством, отмечается, что недавнее освобождение Аниса Хаккани – члена семьи лидеров боевиков, возглавляющих «сеть Хаккани» (организация запрещена в РФ), «вызвало определенную смуту и переполох в стане «Талибана»: «Простые талибы все громче стали выражать недовольство непотизмом высшего руководства, его пренебрежительным отношением к положению простых талибских заключенных, годами находящихся за решеткой».
В «Основополагающих пунктах» отмечается, что со стороны афганского руководства «к талибскому Военному комитету для переговоров будет направлен «военный-муджахед», который хорошо знаком с психологией талибов».
Говоря о предстоящем межафганском диалоге (переговорах Кабула с талибами), афганское руководство обозначило некоторые жесткие условия для его ведения. Как отмечается в «Основополагающих пунктах», «полномочия у команды переговорщиков будут ограничены, делегация должна действовать эффективно, ожидаем, что «Талибан» также проявит гибкость. Временное и (или) переходное правительства создаваться не будут. Преемственность республиканского строя (сохраняется) как необходимостью, так и желанием народа.
Включение священнослужителей в состав правительственной делегации необходимо, с тем чтобы вести с «Талибаном» диалог на религиозные темы и отвечать на возникающие вопросы. По другим вопросам, в том числе по вопросам текущей политики, переговоры с представителями «Талибана» будет вести руководящий состав делегации. В состав официальной делегации также должны войти женщины, которые будут отстаивать права женщин перед «Талибаном».
Официальный Кабул, отметив, что «на уровне государства должен действовать некий широкий центр, олицетворяющий единство республиканского строя» и что «у афганцев с «Талибаном» «свои темы» для обсуждения», сформулировал шесть таких дискуссионных сюжетов.
Как следует из «Основополагающих пунктов», «первая тема – это собственно республика, от имени которой будут выступать и отстаивать (ее интересы) члены официальной делегации»: «Вторая тема - это особые отношения «Талибана» с соседними государствами, особенно с Пакистаном. В предыдущем американо-талибском соглашении, о связях «Талибана» с Пакистаном ничего не было сказано, теперь этот вопрос стал основополагающим. Существование талибских баз и укрытий на территории Пакистана предоставляет Исламабаду возможность использовать «Талибан» как инструмент в своих интересах.
Пакистан не желает установления талибского правительства в Кабуле. Пакистан хотел бы с помощью «Талибана» ослабить афганскую государственность. До тех пор, пока на территории Пакистана будут сохраняться убежища и укрытия для «Талибана», мирные переговоры будут безрезультатными. Переговоры начинаются в атмосфере полного недоверия, однако, есть надежда, что все завершится успешно».
Третьей темой межафганских переговоров, полагают в Кабуле, должна стать наркоиндустрия, производство наркотических средств, «в чем «Талибан» прямо замешан»: «Афганцы требуют, чтобы этот вопрос был исследован и решен основополагающим образом».
«Четвертая тема - это связь «Талибана» с террористическими сетями, - говорится в «Основополагающих пунктах». – «Талибан» договорился с американцами о разрыве отношений с «Аль-Каидой» (организация запрещена в РФ – «НГ»), однако, здесь действует не только «Аль-Каида». Мы требуем окончательного разрыва отношений и связей «Талибана» со всеми террористическими сетями». Пятой, ключевой, темой диалога с талибами в Кабуле назвали «соблюдение прав человека и гражданина»: «Установление мира является общенациональным делом. Мы не вправе делить мир по частям. Принцип равенства всех афганцев в этом процессе должен быть учтен».
Наконец, шестая тема в предстоящих дискуссиях с талибами – «это вопрос об афганских вооруженных силах»: «Мы не можем принести в жертву наши вооруженные силы. Этот потенциал афганскому государству достался весьма дорого и с огромным трудом, и мы не хотим, чтобы вооруженные силы пострадали».
Как отмечается в «Основополагающих пунктах», «в Кабуле для организации мирных переговоров будут созданы приемлемые условия»: «Эти условия призваны обеспечить прозрачность консультативного процесса с тем, чтобы влиятельные фигуры вошли в упомянутый процесс. О том, какие должны будут применены стандарты и определения, выяснится в ходе консультаций. Консультации будут проведены на всех уровнях. Консультирование не будет замыкаться на каком-то одном конкретном лице. Команда по проведению мирных переговоров должна представлять пульс народа. Консультации должны быть организованы в каждой деревне, уезде и в целом на общенациональном уровне».
«Если общее мнение будет склоняться к тому, что мирные переговоры отвечают интересам всего народа, в таком случае они должны быть утверждены всенародно, - говорится в «Основополагающих пунктах». - В случае, если цена мира будет не высокой, решение могло бы быть утверждено Национальным советом (парламентом страны). Если же переговоры окажутся в тупике, в таком случае народ также должен высказать свое мнение».
Официальный Кабул предупреждает, что «мирный процесс полон опасностей» и что для их преодоления понадобится консенсус всех стран региона: «Достижение регионального консенсуса вопрос непростой. В настоящее время региональный консенсус отсутствует и надо приложить много усилий, чтобы он стал реальностью. В случае достижения регионального консенсуса в победе (мирного процесса) можно не сомневаться. В этом случае появится уникальная возможность по установлению постоянного и всеобщего мира».
Афганское правительство рассчитывает сегодня на поддержку мирового сообщества: «Наши международные связи крепки, необходимо их еще больше укреплять. Имеющийся потенциал должен быть использован. Большое внимание должно быть уделено вопросам мира, управления водными ресурсами, добычи полезных ископаемых, развитию экономики, торговли и предпринимательства, а также другим сферам жизнеобеспечения государства».
«Правительство Афганистана в отличие от «Талибана» не лицемерит и не лжет, - говорится в завершении «Основополагающих пунктов». - Установление мира - это общенациональное доверие, оказанное афганскому правительству, и оно будет исполнено достойно».
Правила комментирования
comments powered by Disqus