Очередной митинг в центре Бишкека 2 марта прошел по традиционному сценарию: сбор людей из регионов, плохая организация и ведение самого митинга, поддержка массовых иллюзий, потеря устроителями митинга контроля за ситуацией, эскалация требований и экстремистские призывы, беспорядки и разгон разбушевавшихся.
Впрочем, жители столицы отнеслись к происходящему как к досадной помехе в обычном течении жизни. Похоже, привыкли к двум планам жизни. Один – это повседневность и решение житейских вопросов, через которые просматривается требование действительных изменений в общественной жизни. Другой – это иллюзорные призывы и странные решения, вырастающие из незнания родной страны. Последние часто демонстрируется теми, кто вроде бы должен принимать ответственные решения. Примеров тому не счесть. Эксперты уже в открытую говорят о кадровой катастрофе в Кыргызстане: назначение людей на ответственные должности, при том, что признак компетентности, знаний и опыта в конкретной стал так маловажен, приводит к нарастающим проблемам в управлении страной.
Политические митинги в Кыргызстане уже почти 30 лет прикрывают эту правду жизни. Вместо обсуждения конкретных вопросов развития Кыргызстана как способной, что называется, заработать на жизнь и жить по средствам, обществу подсовывают другое. Конкретика подменяется вопросами устройства политического режима в стране, способа рассадки по креслам и количества политических фигур, функционирования и соотношения властей. Еще хуже, когда все вопросы сводятся к «простым» и примитивным кадровым решениям: сменим «плохих» людей на «чистых помыслами» и патриотичных. Компетентность в конкретных вопросах, опять-таки, уходит уже даже на третий план.
Существует общий принцип управления, выраженный формулой: правильное дело, сделанное не вовремя, есть главная ошибка. Таких нужных, но не принятых своевременно решений набралось в Кыргызстане уже на целую библиотеку, с томами книг по описанию проектов, с графиками реализации, с технико-экономическими обоснованиями и финансовыми расчётами.
Например, прямо сейчас в стране предлагают решить одну застарелую проблему неэффективности управления инфраструктурой международных аэропортов страны. Речь идет о передаче аэропорта «Манас» и других аэропортов страны, входящих в ОАО «МАМ» (Международный аэропорт Манас) в государственно-частное партнёрство.
Идея внешнего управления в ОАО «МАМ» витает в воздухе с конца прошлого десятилетия, а в 2013 году она была как никогда близка к реализации, и решение о государственно-частном партнерстве предлагалось уже тогда. Но, как видим, в 2020 году эта идея обсуждается, как говорится, с «чистого листа», и есть вероятность заболтать проект в бесконечных политических баталиях.
Между тем, напомним основные черты проекта. Доли доходов ОАО «МАМ» к 2012 году:
- Доходы от гражданской авиации - 788,2 млн. сом
- Доходы от Центра транзитных перевозок (ЦТП), фактически, американской базы - 1 млрд. 782,2 млн. сом
- Расходы 1 млрд.154,9 млн. сом
Таким образом, деятельность ОАО «МАМ» без ЦТП являлась убыточной. Следовательно, с выводом американской базы надо было срочно реализовывать проект преобразования деятельности международного аэропорта, прежде всего, столичного аэропорта. Общая загруженность международного аэропорта «Манас» составляла на тот момент всего 17%. Оставлять американскую базу, значит расписаться в своей неспособности быть национальной элитой, и всецело оказаться на позициях, как говорили раньше, и точно, компрадорской буржуазии. Однако уже убирая из международного аэропорта военную базу, надо было сразу предлагать проект развития.
Основные проблемы ОАО «МАМ»: низкий уровень безопасности полетов; сохранение позиции в черном списке Европейского союза; устаревший воздушный парк самолетов, спецтехники, перронной механизации и автотранспортных средств; плохое состояние взлетно-посадочных полос, их отсутствие в аэропортах местного назначения.
Аэропорты Кыргызстана зависят от поставок ГСМ, и соответственно цены на авиатопливо выше, чем у конкурентов. Неэффективный менеджмент со стороны руководства ОАО «МАМ» и необоснованная передача своих основных функции по наземному обслуживанию воздушных судов другим юридическим лицам сегодня не удивляют.
Напрашивались приоритетные задачи по реализации стратегии: создание новой бизнес-модели компании; разработка и реализация концепции развития инфраструктуры аэропорта; разработка новых услуг и подходов по работе с авиакомпаниями; г) внедрение новых технологий и разработка мероприятий по оптимизации бизнес-процессов. Обозначенные приоритеты укладывались в новую концепцию создания хаба.
Достаточно взглянуть на приведенную карту, чтобы понять принципиальную возможность предложения. К тому же Российская Федерация выражала готовность изучить вопрос о создании в аэропорту «Манас» гражданской транспортной инфраструктуры в целях обслуживания грузовых авиаперевозок из Азии в Европу и обратно.
Выводы:
- Международный аэропорт «Манас» до сих пор развивается инерционно, по устоявшейся схеме, отсутствует четкий план развития аэропорта, нет реальных планов по наладке транзитного центра, нет инновационной составляющий развития.
- Не налажены эффективные связи в деятельности государственных структур, ОАО «МАМ» и авиакомпаний. После прохождения точки невозврата для принятия решения по реализации проекта строительства авиационного хаба, которая наступила в 2013 году, проект стал рисковым.
- Прогнозируемая стоимость инвестиционного проекта хаба составляла по расчётам на 2012 год, на первом этапе - $230 млн. и более $1,2 млрд. в последующие этапы.
Предлагался проект создания зоны свободного авиатранзита. По проекту Кыргызстан, являющийся членом Североатлантического-Европейского регионального офиса ИКАО, является оптимальным местом для создания зоны свободного авиатранзита с особым режимом таможенного контроля. Это могло бы создать благоприятные возможности для установления регулярного межконтинентального сообщения с промежуточным пунктом в Кыргызстане. Экономический эффект от создания зоны авиатранзита может принести денежные ресурсы Кыргызстану на сумму $1,7 в год. Таковы общие параметры проекта, нереализованного начиная еще с 2013 года.
Заниматься конкретными делами сложно, требует знаний, умений, компетентности, да и просто воли в реализации своих решений. Но легче оказалось собрать очередные митинги в 2013 году, и потребовать срочно и без всяких интеллектуальных заморочек отдать бюджетообразующий золоторудный проект «Кумтор»…народу. А затем очередной этап внутриэлитной борьбы, и формирование нового парламента и т.д. по кругу. Какой же вероятный инвестор и партнер не задумается, а стоит ли приходить в страну, где нет порядка?
Понятно, что упущено не только время, не только выгода для страны, но, главное – доверие возможных партнеров. И если снова продвигать проект хаба, то это потребует полной переоценки ресурсов, новых циклов переговоров с партнерами. Основным условием является политическая воля руководства создать доходоприносящий инфраструктурный проект; она заявлена. Тем самым остальные обсуждения введены в плоскость разговора о конкретике: есть ли готовность партнеров к участию в проекте, каковы ресурсы, этапы, отдача от вложений партнеров и т.п.
Вот только не помешала бы этому очередная политическая встряска. Уже в апреле проводятся местные выборы, а в октябре – парламентские. Политический класс займется привычным за последние 30 лет делом. А развитие страны…подождёт?
Правила комментирования
comments powered by Disqus