Проблемы технического состояния школ игнорировались десятилетиями, и теперь почти 10% всех школ страны готовы вот-вот рухнуть. Каждый десятый ребенок рискует своей жизнью и здоровьем, ежедневно занимаясь в таком помещении. К такому выводу можно прийти, изучив список аварийных школ Кыргызстана.
Редакция Kaktus.media проанализировала список 198 аварийных школ, который предоставило Министерство образования.
Судя по статистике, хуже всего ситуация в Ошской области. Там аварийными являются 62 школы, в Джалал-Абадской - 36.
Техническое состояние школ долгие годы игнорировалось
Анализ списка 198 школ показывает, что техническое исследование их состояния началось лишь в последние 10 лет. По крайней мере с этого момента датируются выданные заключения об аварийном состоянии.
Например, с 2000 по 2010 год аварийными признана только 21 школа, а с 2011 по 2015-й - уже 56 школ. В 2019-2020 учебном году заключение получили еще 46 объектов.
В полуразрушенных зданиях занятия продолжаются
Большинство этих зданий построены в советское время, среди них есть построенные еще в 30-е годы. Несмотря на непригодность, занятия во многих из них продолжаются.
Одной из таких была школа в селе Кенеш в Нарынской области. Ее признали аварийной еще в 2015 году, но обучение там продолжалось еще несколько лет. В 2019 году, когда деревянные балки готовы были вот-вот рухнуть, здание пришлось закрыть. Учебный год дети начали в так называемой мобильной школе, которая представляла из себя металлические контейнеры, обычно используемые на рынке. После резонанса в СМИ местные власти поспешили детей временно перевести в безопасное место. Но школа-контейнер в Нарыне - это лишь один из немногих известных случаев. Между тем таких школ по стране сотни.
Как выглядят аварийные школы
Школу №36 им. А. Ибраимова в селе Озгоруш Джалал-Абадской области построили в 1957 году. В 1997 году в результате землетрясения школа пострадала, и МЧС признало ее аварийной.
Но и после этого в школе продолжали учиться. Жителям села обещали построить новое здание в 2005 году, но после мартовской революции вопрос завис в воздухе. Новый корпус на 240 мест построили лишь в 2010 году. Это было одноэтажное здание на десять кабинетов, но без столовой, спортзала. На тот момент старое здание было уже переполнено в три раза, и тогда в новый корпус решили перевести старшие классы, а младшие оставить в старом здании. В апреле 2017 года в результате ливневых дождей стены старого здания стали обваливаться. В 2018 и 2019 годах младшеклассники в теплое время года учились в юртах, а с наступлением холодов их подвозили во второй корпус. Там в десяти кабинетах 738 детей учились в три смены. В этом году в фойе и актовом зале соорудили несколько кабинетов из легких конструкций, в учебный кабинет превратили и учительскую.
В 2018 году в селе начали строительство нового здания на 270 мест, пока залили только фундамент, и жители опасаются, что оно может превратиться в долгострой.
Еще одну аварийную школу им. Ж. Асылбаева в Тюпском районе Иссык-Кульской области построили в 1978 году. Для младшеклассников создали своего рода филиал начальной школы в здании... бывшей бани, в другом крыле которого расположен ФАП.
Здание отапливается контрамаркой. Когда она начинает дымить, приходится проветривать классы во время уроков, а от использования электрообогревателей происходят замыкания, и провода перегорают.
Школа в селе Чон-Талаа Баткенской области может провалиться в ров. В начале 1980-х в селе построили четыре дома барачного типа для работников колхоза, но потом их перепрофилировали в школу на 180 мест. Сейчас в ней учатся 300 учеников. В крыше здания течь, а оконные рамы не менялись со дня основания. Классы приходится отапливать старыми печками-буржуйками, которые дымят, и дети зимой постоянно дышат угарным газом. Тепло в кабинетах не задерживается, так как двери выходят не в коридор, а прямо на улицу. Рядом со зданием есть ров, который с каждым годом разрастается все больше.
Аварийных школ намного больше
После резонанса со школой-контейнером в Нарынской области осенью по поручению аппарата президента было проведено новое обследование В новом списке уже 244 школ, но Министерство образования пока не обнародовало его.
244 аварийных школы - это лишь официальные данные. Возможно, их намного больше, ведь как показывает практика, технический мониторинг проводится нерегулярно, и не все здания даже в полуразрушенном состоянии получают статус аварийной. История бишкекской школы №75 в этом плане показательная.
Здание построили в начале 1960-х годов, и с тех пор ее ни разу не ремонтировали. Сейчас помещение находится в таком состоянии, что кажется, будто оно вот-вот рухнет. Изношенная школа, ко всему прочему, еще и перегружена. При мощности 308 человек в ней учатся 574 ученика.
Окончательно развалиться ему не дают фанерки, картон и скотч, которыми учителя скрывают дыры в стене. При этом здание не считается аварийным. Экспертизу здание прошло только в 2015 году - почти после 55 лет со дня основания. Тогда его состояние признали критическим, но не аварийным. Столичные бюрократы из-за этого решили, что в нем еще можно учиться, и забыли о ней еще на несколько лет.
"Мы не можем принять решение о сносе. По данной школе имеется техническое заключение Института сейсмостойкого строительства от 2015 года. В нем не указано, что здание аварийное. Отмечено, что состояние кирпичных стен оценивается как критическое - их надо укреплять, необходимо провести страховочные работы, усилить фундамент", - объяснял вице-мэр Азизбек Алымкулов.
После резонанса в СМИ госорганы рапортовали: в ближайшее время детей переведут в безопасное место, старое здание снесут, на его месте построят новое. Но прошло почти полгода, а ничего не изменилось. Дети продолжают учиться в непригодном помещении. Как выяснилось, Институт сейсмологии должен провести дополнительное обследование, после чего примут окончательное решение.
В мэрии и Бишкекском горкенеша так и не смогли разобраться, почему за 60 лет существования в школе ни разу не провели капитальный ремонт и почему разрушающееся здание еще не признали аварийным. Кажется, о его существовании забыли вовсе.
Директор школы Самара Шербаева не смогла ответить, почему руководство школы не добивалось ремонта или признания ее аварийной. По ее словам, она возглавила школу только два года назад, и что было раньше, не знает.
Аварийные школы губят здоровье детей
В этих школах течь в крыше, полы гниют, оконные рамы расшатаны, из-за чего в помещении сохраняется повышенная влажность.
По утверждениям медиков, постоянная сырость, плесень могут спровоцировать легочные заболевания, стать причиной астмы, сделать организм более подверженным аллергенам.
Например, рассказывал депутат Алмазбек Токторов, ученики школы им. Усенбаева в Ноокатском районе отстают в физическом развитии.
"Школа была построена в 1966 году. Еще в 2014 году МЧС вынесло заключение об аварийном состоянии школы, но несмотря на это школа продолжает работать. Школа построена во влажной местности, дети там часто болеют. Мы зашли в кабинет, где сидели ученики 9-го класса. Когда они встали, чтобы поприветствовать нас, я просто был поражен. Старшеклассники, 15-летние подростки, выглядели как 12-летние дети", - рассказывал он.
А что с остальными школами
Новых данных о техническом состоянии всех школ нет. Последнее исследование проводилось в 2013 году. Тогда Минобразования совместно с МЧС, Госархстроем и другими курирующими органами при поддержке международных доноров провело оценку безопасности действующих на тот момент 2 222 школ.
В отчете говорится, что, по предварительной оценке, 84% школ являются небезопасными. 80% этих зданий уже "старички" - им более 50 лет. Большинство зданий уже исчерпали свои ресурсы, инженерные коммуникации изношены и требуют капитального ремонта.
352 школы (16%) построены из таких дешевых материалов, как кирпич-сырец, глинобит и другие. Это школы в сельских местностях, построенные методом ашара. Больше всего таких школ в Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областях.
Санитарно-гигиенические условия во многих школах также неудовлетворительные. Исследование "Школьная гигиена в Кыргызстане" показало: почти во всех школьных туалетах царит жуткая антисанитария.
Ранее Kaktus.media на примере бишкекских школ анализировал, как антисанитария влияет на желание ребенка учиться.
На начало учебного года в стране насчитывалось около 1,3 млн учеников. Условно в каждой школе учатся в среднем 573 школьника. Это значит, что в 244 изношенных зданиях учатся около 140 тыс. детей, и все они рискуют своим здоровьем.
По подсчетам правительства, на строительство новых школ вместо аварийных необходимо около 20 млрд сомов. Однако ранее глава Госархстроя Бактыбек Абдиев жаловался, что агентство в среднем получает из бюджета лишь 25% необходимого финансирования для капитального ремонта.
Основные выводы
Проблема №1
В школах капитальный ремонт проводится несвоевременно. Школы не получают стабильного финансирования на капитальный ремонт, средства выделяются не сразу и не полностью.
В итоге они ждут капитального ремонта десятилетиями, пока не приходят в абсолютно непригодное состояние. Внешне состояние здания удается поддерживать благодаря родительским взносам.
Анализ Kaktus.media, показал, что школа направляет родительские фонды только на косметический ремонт, закупку мебели и доплату учителям.
Проблема №2
Средства распределяются непрозрачно, решения принимаются по политическим мотивам. Нередко в список капвложений школы и другие социальные объекты попадают по "просьбе" политиков, которые обещают своим избирателям решить вопрос со школой. Так, по данным Госстроя:
- в 2015 году, в год парламентских выборов в список для капвложений вошли 182 новых объекта;
- в 2016 году - 58;
- в 2017 году, в год президентских выборов, - 71 объект;
- затем наблюдается резкий спад: в 2018 году вошли 33 новых объекта и в 2019-м - 14.
Некоторые объекты в список Госстроя попали по результатам встречи президента и премьер-министра. В итоге финансирование, предназначавшееся объекту, который почти достроен, приходится направлять на объект, который только на стадии проектирования. Из-за этого почти готовые объекты превращаются в долгострой и разрушаются, и для их завершения требуется уже намного больше средств.
Госстрой на карте отметил школы, которые будут строиться или ремонтируются. Желтым цветом обозначены объекты на начальной стадии. Красным цветом обозначены почти достроенные здания. Как видно на карте, их всего несколько.
Проблема №3
Школы строятся из некачественных материалов и без соблюдения строительных норм. В небольших селах школы в советские годы и в 90-е строили методом ашара, то есть жители самостоятельно собирали деньги, строительные материалы и своими силами воздвигали здания. С нарушением технических норм строятся и современные здания. Например, в селе Жаны-Ноокат в Ошской области начала рушиться школа Темир-Корук, которую построили в 2015 году. К моменту сдачи в ней гнили пол, отсыпался верхний слой отделки. На ее строительство было выделено 48 млн сомов из госбюджета.
Проблема №4
Некорректная эксплуатация и техническое обслуживание школы. Например, построенная в 2015 году на грант от Казахстана школа №82 в жилмассиве "Ала-Тоо" уже разрушается. Причина - нарушение эксплуатации канализационной системы и переполненность сбросного септика.
По правилам, администрация школы должна была откачивать воду из септика один раз в неделю и следить за чистотой канализационных труб внутри школы. Однако очистка делалась лишь раз в три месяца.
Проблема №5
Переполненность школ. При строительстве здание рассчитывают на определенную нагрузку, но фактически в ней учатся в два или три раза больше детей. Это ускоряет изношенность здания. Например, если объем септика, согласно проекту, был рассчитан на 55 кубометров и только для 755 учеников, то фактически в школе обучаются 1,5-2 тысячи учеников. Соответственно, увеличивается нагрузка на септик, и его надо чаще очищать и ремонтировать.
Проблема №6
Школы построены в небезопасной местности. На карте аварийных школ видно, что большинство из них расположены в Ошской, Баткенской и Джалал-Абадской областях, где часто происходят землетрясения, оползни.
Проблема №7
Нет системного контроля технического состояния школ. В Кыргызстане нет обязательного регулярного мониторинга зданий. Их проводят только по необходимости. Первичный контроль осуществляется со стороны руководства школы и местных органов власти. При выявлении проблемы они обращаются в районную гражданскую комиссию, куда входят представители МЧС, Госархстроя, Госэкотехинспекции, Института сейсмологии и Минобразования. После экспертизы комиссия выдает заключение о степени разрушения.
Но не всегда этот контроль осуществляется своевременно. Причина - бюрократия и безответственность руководителей. В Кыргызстане руководители часто сменяются, и каждый новый руководитель предпочитает решать краткосрочные задачи, игнорируя более серьезные проблемы, а всю ответственность перекладывает на своего предшественника. История школы №75 это продемонстрировала.
Правила комментирования
comments powered by Disqus