90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Легпром Казахстана: без сырья и кредитования – тупик

16.03.2020 13:30

Экономика

Легпром Казахстана: без сырья и кредитования – тупик

На прошедших в конце февраля в сенате парламентских слушаниях озаботились плачевным состоянием казахстанской легкой промышленности. Продукция этой отрасли, ставшей самой проблемной в стране, обеспечивает лишь малую долю реальных потребностей. По официальным данным, сегодня отечественные производители покрывают не более 10% внутреннего спроса на текстиль, 2% – на обувь. Остальную долю рынка занимает продукция из Китая, Турции, Кыргызстана, России. При этом, по неофициальной статистике, удельный вес импорта товаров легкой промышленности достигает 95%.

Численность занятых в отрасли резко снизилась: если в год обретения независимости на предприятиях легкой промышленности республики было занято 206 тыс. человек, то сегодня – менее 13 тыс. На двух предприятиях-флагманах – Алма-Атинском хлопчатобумажном и Кустанайском камвольно-суконном комбинатах, продукция которых поставлялась и на экспорт, трудилось больше людей, чем сегодня во всей отрасли.

Целые города специализировались на выпуске швейной, кожаной, текстильной продукции. К примеру, в Семипалатинске было сосредоточено несколько десятков предприятий (фабрика «Большевичка», камвольно-суконный комбинат, перчаточная фабрика, фабрика верхнего трикотажа и другие).

Сейчас многих из них нет. Оставшиеся на плаву предприятия в десятки раз сократили объемы производства и численность рабочих. В настоящее время легкая промышленность здесь представлена 11 предприятиями, два из которых относятся к среднему и девять к малому бизнесу. Наряду с мощностями отрасль потеряла и кадровый потенциал, которым славился Семипалатинск. Легкая промышленность занимает всего 1,2% в совокупном объеме промышленного производства города.

Среди причин, поставивших отрасль на грань краха, – непродуманная приватизация, инфляция, высокие ставки кредитов, налоговое бремя, поток бесконтрольного импорта, нехватка оборотных средств, дефицит отечественного сырья. Так, в стране не производятся синтетические материалы, высок дефицит в натуральном отечественном сырье. К примеру, из ежегодно собираемых в стране около 250 тыс. тонн хлопка лишь треть перерабатывается, остальное сырье идет на экспорт. В стране практически утрачено производство шерстяной пряжи и шерстяных тканей. Из всего объема производимой шерсти перерабатывается около 11%. 

А ведь в советское время отрасль фор­мировала более четверти бюджета республики и ее удельный вес в ВВП республики составлял 16%. Однако к 2000 году доля легпрома сократилась до 2,3%, к началу 2020 года уже не превышала 0,1%, а в общем объеме производства – 0,4%. При этом на текстильную промышленность приходится почти 52% отечественных производств отрасли, еще 38% – на пошив одежды, оставшиеся 10% – на выпуск кожаной и относящейся к ней продукции. Между тем в госпрограмме ФИИР было указано: отечественное производство к 2014 году должно обеспечить 30% потребностей страны в продукции легпрома!

Видимо, под впечатлением предыдущих «успехов», Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК был утвержден «Комплексный план по развитию легкой промышленности на 2015-2019 годы». План предусматривал поддержку предприятий, нацеленных на модернизацию производства, развитие кадрового потенциала как через льготное кредитование, так и инвестиции в производство. Но где реальные результаты этого? 

В последние 3-4 года легкая промышленность демонстрирует рост объемов производства. В 2015 году предприятия отрасли произвели продукции на 71,6 млрд тенге, 2018 год они завершили уже с показателем в 93,7 млрд тенге, итоги 2019 года оцениваются в 112 млрд тенге. Можно бы радоваться, однако специалисты связывают такой «рывок» производства в стоимостном выражении с ростом цен из-за девальвационных процессов. Отмечавшийся в 2013 и 2016 годах резкий скачок роста экспорта был обусловлен реэкспортом обувной продукции из третьих стран. Казахстанские предприниматели зарабатывали на поставках обуви зарубежных производителей в соседние республики.

Примером развития легкой промышленности может служить Узбекистан. В стране появилось больше сотни новых предприятий с участием инвесторов из Германии, Турции, Швейцарии, Южной Кореи, Японии. Для таких инвесторов принят (как и в Киргизии) целый пакет льгот и преференций. Значимые для отрасли предприятия строятся под гарантии государства, власти страны отменили НДС на импортируемое сырье и материалы для производителей одежды. Предприятия легкой промышленности также освобождены от налога на ту долю прибыли, которая реинвестируется в производство и внедрение новых технологий.

Казахстанским же швейникам приходится выплачивать и таможенные пошлины, и все виды налогов. Чиновников и депутатов, видимо, больше волнуют налоговые пополнения бюджета, чем развитие такой, имеющей не только экономический, но и большой социальный эффект, отрасли, как лёгкая промышленность. Результат – рост себестоимости продукции и ее неконкурентоспособность в сравнении с импортной.

По данным статистики, сегодня легкая промышленность Казахстана – это 1071 предприятие (60% специализируются на выпуске одежды), из которых крупных насчитывается 13, средних – 25. Таким образом, 96% в отрасли представляют малые предприятия (ателье, цеха), в основном работающие на иностранном сырье. Средняя загруженность мощностей всех предприятий отрасли составляет чуть более 26%. Спасает ориентация свыше 80% предприятий на государственный заказ (выпуск обмундирования для силовых структур, спецодежды), что обеспечивает производителям гарантированные продажи и минимальный риск невостребованной продукции.

Вместе с тем, полагают эксперты, «зависимость» предприятий от объемов госзаказа во многом тормозит развитие как отдельных предприятий, так и всей отрасли в целом. Предприятия не уверены, смогут ли самостоятельно обеспечить достаточный объем заказов, чтобы погасить кредиты и не попасть в число банкротов. Многие годы эта ситуация не меняется, что говорит о крайней непривлекательности отрасли.

Техническая и технологическая отсталость, дефицит кадров (не хватает ни профессионалов, ни просто работников) не позволяют отрасли выйти со своей продукцией на просторы внутреннего, а тем боле внешнего рынка. Перед отраслью стоят сложные задачи модернизации производства, повышения конкурентоспособности товаров, увеличения их доли на внутреннем и внешнем рынках.

По словам министра национальной экономики Руслана Даленова, в 2020-2024 годах в отрасли планируется реализовать 41 инвестиционный проект на 52 млрд тенге (около 137 млн долл.) с созданием 1,3 тыс. рабочих мест. Однако участники рынка по-прежнему полны скепсиса относительно эффективности мер господдержки и защиты внутреннего рынка. Отечественный малый и средний бизнес не имеет достаточного залогового обеспечения, чтобы своими силами запускать проекты такого масштаба. 

Проведенный в октябре 2019 года Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» опрос показал, что 60% компаний обрабатывающей промышленности испытывают проблемы с получением займов на оборотные средства. Необходимо принять меры не только по развитию сырьевой базы отрасли, но и решить проблемы с доступом к финансам и оборотным средствам для развития предприятий легпрома, в частности разработать отдельную программу их кредитования.

 

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

16.03.2020 13:30

Экономика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Владимир Вольфович Жириновский

Жириновский Владимир Вольфович

Зампредседателя Государственной Думы РФ

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
50,9%

от ВВП составил внешний долг Кыргызстана в марте 2015 г

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30