«Юрмала-86», «Песня-80», пластинки фирмы «Мелодия» с Апрелевского или Рижского заводов или же с Ташкентского завода грампластинок имени Муллы Туйчи Ташмухамедова, журнал «Кругозор» и аббревиатура ВИА — все вышеперечисленное в советские времена было неотъемлемой частью музыкальной культуры. В многонациональном государстве и эстрада была многонациональной, поэтому на всех крупных музыкальных мероприятиях для представителей национальных окраин существовала определенная квота. Причем со временем многие из тех, кто выступал «по квоте», — как, например, София Ротару или ВИА «Песняры», — приобрели всесоюзную популярность, пережившую и сам СССР.
На фоне закончившегося на днях в Юрмале конкурса «Новая волна», который, очевидно, призван создавать иллюзию былого музыкального братства, — и ни в коем случае не претендуя на объективность, — «Лента.ру» решила вспомнить некоторых как очень известных, так и менее популярных исполнителей из бывших братских республик.
Азербайджанская эстрада времен СССР ни с кем не ассоциируется так неразрывно, как с Муслимом Магомаевым — гениальным певцом и неотразимым «мачо», сводившим с ума всех женщин Союза. Хотя чисто эстрадником этого исполнителя назвать сложно — всему миру он был известен скорее как оперный певец, — любовь широкой публики Магомаев завоевал в первую очередь благодаря таким шлягерам, как «Белла Чао», «Королева красоты», «Лучший город земли».
В среде музыкальной богемы советской эпохи неоспоримым авторитетом пользовался легендарный армянский композитор и пианист Арно Бабаджанян, который, как и Магомаев, в своем творчестве выходил далеко за рамки эстрады. Без музыки Бабаджаняна, сотрудничавшего с такими поэтами, как Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, тяжело было бы представить себе советскую эпоху в целом.
Флагманом белорусской эстрады всегда были ВИА «Песняры», которые продолжали успешно выступать по всему миру и после распада Советского Союза. Впрочем, не стоит сбрасывать со счетов и таких исполнителей, как ВИА «Сябры» или «Верасы». Их песни постоянно звучали на центральном радио и телевидении Союза, так что одно время впору было говорить о «Belarus Invasion». И все же «Белоруссия» в исполнении «Песняров», ставшая чем-то вроде неофициального гимна республики, до сих пор остается вне конкуренции.
Тамара Гвердцители, Нани Брегвадзе, Вахтанг Кикабидзе (плюс ВИА «Орэра»)— эти грузинские исполнители были известны каждому советскому слушателю. Из местных же групп самой популярной была ВИА «Иверия», выпустившая только на «Мелодии» шесть долгоиграющих пластинок. В 1977 году «Иверия» завоевала первую премию на Всесоюзном конкурсе советской песни. Помимо пластинок, ВИА поставила два мюзикла, по которым впоследствии были сняты художественные фильмы.
Самой известной казашкой в СССР была, без сомнения, Роза Рымбаева. Во второй половине 70-х годов она была третьей по популярности певицей в стране после, разумеется, Аллы Пугачевой и Софии Ротару. Рымбаева неоднократно выходила в финалы конкурса «Песня года». Исполнительница, которая продолжает карьеру до сих пор, утверждает, что никогда не поет под фонограмму. Лирическое сопрано Рымбаевой заслужило ей титул «Соловья Средней Азии».
Артисты, представлявшие на различных конкурсах среднеазиатские республики, всегда воспринимались как экзотика. Киргизия в этом плане — не исключение. ВИА «Наристе», образованное в 1971 году в высокогорном поселке Мин-Куш Нарынской области, на фоне других местных исполнителей можно назвать по-настоящему популярным — ансамбль записал две пластинки на фирме «Мелодия», выступал на всесоюзных фестивалях и ездил с гастролями по странам социалистического лагеря. Солистом ВИА был народный артист Киргизии Шамшыбек Утебаев.
Латвийскую группу «Зодиак» под управлением Яниса Лусенса вряд ли можно назвать ВИА, поскольку исполняла она исключительно инструментальную, электронную музыку. Причем с «космическим» уклоном, взяв за образец творчество весьма популярной в Союзе французской группы «Space» Дидье Маруани и отчасти, как ни удивительно, идеологически враждебный «Kraftwerk». Без композиций «Зодиак» в начале 80-х годов не обходилась ни одна советская дискотека. Одно время группа была фактически «визитной карточкой» Латвии, несмотря на то, что республику представлял также и главный маэстро позднего СССР — Раймонд Паулс. В постсоветское время хит «Зодиак» «Рок на льду» использовали НОМ в своем фильме «Пасека».
Одним из первых ВИА в СССР был коллектив из Литвы под незамысловатым названием «Эстрадные мелодии». Он был создан на основе реформированного Литовского эстрадного оркестра. В период 1966-1975 годов ансамбль дал более двух с половиной тысяч концертов, записывался со многими местными исполнителями, в том числе с Дануте Неймонтайте.
Многие считают Софию Ротару молдавской певицей, хотя на самом деле она родилась и всегда жила на Украине. Самой же известной молдавской исполнительницей в СССР была Надежда Чепрага. Дебют певицы состоялся в детской передаче «Будильник», когда будущая звезда эстрады еще училась в девятом классе. В 21 год Чепрага записала первую пластинку, а к концу 1970-х певица стала завсегдатаем конкурса «Песня года».
Эстрадный оркестр «Гульшан» был сформирован в Душанбе в 1964 году при Государственном комитете по радиовещанию и телевидению Таджикистана решением Совета министров республики. Коллектив работал с множеством солистов и исполнял песни как на таджикском, так и на русском языках. «Гульшан» записывался до 1991 года, после чего последовал перерыв до 2007 года, когда композиции коллектива появились на сборнике «Союз нерушимый (Песни и танцы народов СССР)».
Туркменская группа «Гунеш» не являлась классическим эстрадным ансамблем, поскольку она, хоть периодически и участвовала во всевозможных «Голубых огоньках», играла по сути джаз-рок с восточным уклоном. Причем ее лидер Ришад Шафи, можно сказать, был первым в СССР барабанщиком-виртуозом. В активе группы не только концерты под вывеской Гостелерадио Туркменской ССР, но и участие в легендарном рок-фестивале в Тбилиси в 1980 году, где «Гунеш» выступали на одной сцене с «Аквариумом» и «Машиной времени»
ВИА «Ялла» под управлением Фаруха Закирова до 1980-х годов был известен за пределами Узбекистана только узкому кругу меломанов, однако после появления песни «Учкудук — три колодца» коллектив приобрел всесоюзную популярность. В 1981, 1982, 1984, 1985 и 1988 году «Ялла» выходила в финал конкурса «Песня года», а у себя на родине — в Узбекистане — участники ВИА стали почти что народными героями. Фарух Закиров одно время, уже после распада СССР, даже занимал должность заместителя министра культуры Узбекистана.
В 1980 году уроженец Хмельницкой области Украины Николай Гнатюк выиграл конкурс эстрадной песни в польском Сопоте, который в свое время рассматривался как «Евровидение» для стран социалистического лагеря. К середине 80-х в репертуаре Гнатюка значились такие всесоюзные хиты, как «Танец на барабане», «Птица счастья», «Малиновый звон». Позже Гнатюк продолжил относительно успешную карьеру в независимой Украине.
Эстонская эстрада в СССР в первую очередь была известна благодаря, конечно же, Яаку Йола, который на рубеже 70-х и 80-х был едва ли не самым популярным певцом в стране, Тыннису Мяги и пришедшей чуть позже Анне Вески. Однако и помимо них в маленькой прибалтийской республике имелось немало исполнителей: группы «Рок-отель», «Касеке», «Радар», «Апельсин» и, конечно же, «Магнетик Бэнд» Гуннара Грапса. Правда, группы, игравшие что-либо приближенное к року, союзное телевидение традиционно не жаловало.
PS: Частое упоминание вечно молодой Софии Ротару в вышеизложенном тексте не могло не натолкнуть редакцию на мысль о том, что без этой замечательной певицы не может обойтись ни одна подборка хитов советской эстрады. Поэтому в виде исключения:
Правила комментирования
comments powered by Disqus