Экспорт казахстанской муки упал на 45 процентов. По мнению президента ОЮЛ “Союз зернопереработчиков и хлебопеков Казахстана” Евгения Гана, в недалеком будущем это может привести к закрытию трети мукомольных предприятий в стране
История началась не вчера. Как рассказал “НП” Евгений Ган, на фоне высоких показателей и благополучия объем производства муки в республике за последние 10 лет увеличился более чем в два раза, объем экспорта, по которому в последние шесть лет Казахстан удерживает первое место в мире, вырос в 13 раз - в отрасли накопились проблемы, что привело к резкому падению эффективности ее предприятий.
И здесь Евгений Ган называет несколько причин. Во-первых, это резкий рост мельничных мощностей, суммарная емкость которых позволяет переработать до 12 миллионов тонн зерна в год, то есть практически весь экспортный объем Казахстана.
Во-вторых, сокращаются объемы экспортных отгрузок муки, что вызвано развитием мельничных мощностей в центральноазиатских странах - традиционных импортерах нашей муки (Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан).
В-третьих, по его мнению, в республике существует дискриминация в экспорте муки перед экспортом зерна, в частности, отмена субсидий перерабатывающим комплексам, хотя “около 80 процентов валютной выручки, получаемой Минсельхозом от экспорта переработанной сельхозпродукции, составляет экспорт муки”.
Однако в МСХ РК объясняют это тем, что “технологии продажи муки и продажи зерна кардинально отличаются, потому что мука требует особых условий хранения, транспортировки и по срокам годности значительно ниже, чем зерно, отсюда - ограничения”.
Тем не менее, как говорит Ган, “практически каждая вторая лепешка в Таджикистане и каждая пятая лепешка в Узбекистане выпекаются из казахстанской муки”. И все бы хорошо, но экспортное направление в Узбекистан спутало в нынешнем году все карты казахстанским мукомолам, которые стали практически зависимы от этого основного экспортера муки, доля которого, вплоть до 2010 года, в общих объемах экспорта из Казахстана выросла до 75 процентов.
Между тем, по прогнозам экспертов, в нынешнем году Узбекистан и сам ожидает неплохой урожай, а уж про системные шаги по развитию их мукомольного производства и говорить нечего - сегодня только в окрестностях Ташкента насчитывается более 80 мельничных предприятий, причем 60 из них - современные постройки мощностью не менее 100 тонн в сутки (в зерне) каждая.
Кроме этого, по словам Евгения Гана, “в последние годы торговля мукой с Узбекистаном осложняется ограничениями, которые эта страна вводит в одностороннем порядке”. Так, в июле 2010 года ввели на ввозимую муку акцизные пошлины в размере 10 процентов, в апреле 2011 года - акцизный налог подняли уже до 15 процентов.
Результат - за первое полугодие прошлого года в Узбекистан из Казахстана поставили 1 216 тысяч тонн муки, за такой же период нынешнего года - всего 709 тысяч тонн.
Если ситуация будет ухудшаться, то, как заявил вице-министр МСХ РК Муслим Умирьяев, “к решению вопроса должно активно подключиться правительство, поскольку сегодня Узбекистан - один из самых наших крупных потребителей муки”.
По его мнению, “вполне нормальной будет практика применения “зеркальных” мер”, которую предложил министр МИНТ РК Асет Исекешев, например, в автомобилестроении, в производстве химических удобрений”. “Потому что в любом случае введение 15-процентного акциза - это дискриминационная мера”, - подчеркнул Муслим Умирьяев.
Но проблема, как говорит Евгений Ган, не только в Узбекистане. Еще один экспортер - Таджикистан - ввел налог на ввозимую муку в размере 18 процентов, на зерно - в размере 10 процентов.
Кроме того, у казахстанских зернопереработчиков складывается непонятная ситуация с Кыргызстаном, который, как считают некоторые эксперты, “уже почти закрыл дорогу казахстанской муке, ссылаясь на необходимость спасения отечественной мукомольной промышленности от казахстанского мучного экспорта”.
Так, Постановлением правительства КР от 27 июня 2013 года №381 “О начале разбирательства и введении временных защитных мер на импорт муки пшеничной” начали разбирательство с одновременным введением временных защитных мер в отношении импорта на территорию Кыргызстана муки пшеничной”.
При этом в постановлении указывается, что временные специальные защитные пошлины вводят в действие по истечении двадцати календарных дней после официального опубликования постановления, то есть с 22 июля 2013 года. Ввели их на четыре месяца - до завершения процедуры разбирательства. Что может произойти за это время и к чему это приведет, не берется предсказать ни один эксперт.
Хотя президент Союза зернопереработчиков и хлебопеков РК Евгений Ган утверждает, что каждая из вышеназванных стран вводит ограничения совсем не партнерскими методами, в то время как “у нас - равные условия, нет ограничений”.
Если покупать казахстанскую муку в своих же магазинах вдруг станут меньше, предпочтя ей, например, российскую, то “это нам сигнал должен быть - на что нам обратить внимание и что пересмотреть в проводимой политике”, считает Ган.
В то же время, по его прогнозам, если в ближайшие несколько лет Казахстан потеряет на основном экспортном направлении от 30 до 50 процентов объемов достигнутого экспорта муки, “это крайне негативно отразится не только на мукомольной промышленности, но и на всем зернопрозводстве”.
Правила комментирования
comments powered by Disqus