Сегодня ровно полтора месяца, как жители Бишкека, Оша, Джалал-Абада живут в режиме чрезвычайного положения.
Районные штабы в столице продолжают оказывать помощь многодетным и малоимущим семьям, людям с инвалидностью и пенсионерам. Формируют и адресную помощь горожанам по линии ряда благотворительных фондов. Списки нуждающихся составляют совместно с районными акимиатами, управлением социального развития столичного муниципалитета и штабом волонтеров.
Однако далеко не все, действительно нуждающиеся семьи, получили хотя бы разовую поддержку от государства. А на днях стало известно, что мэрия Бишкека принуждает квартальных новостроек за свой счет покупать пакеты для продуктовых наборов, которые после раздают нуждающимся.
Журналисты 24.kg обошли некоторые районы и новостройки Бишкека и узнали, как кыргызстанцы переживают карантин. Досталась ли им гуманитарная помощь и сколько еще времени они готовы сидеть без работы.
Неприкаянные
В пригородных новостройках большая часть живущих — это социально уязвимые семьи. Часть этих жилмассивов все еще не имеет официального статуса. Город от них отмахивается. Их называют самозахватчиками. Не нужны они и органам власти Чуйской области.
До введенного режима ЧП местные жители перебивались в основном случайным заработком: одни трудились в швейных цехах, другие занимались частным извозом, третьи каждое утро отправлялись на биржу труда в надежде получить хоть какую-нибудь работу, чтобы было на что купить кусок хлеба для большой семьи. Сегодня они все лишились заработка. И сколько еще просидят без средств к существованию, неизвестно.
«Государство бросило нас на произвол судьбы. Мы нужны только во время выборов», — сетуют жители новостроек, которые по несколько лет не могут добиться официального статуса.
По данным столичного муниципалитета, 47 жилмассивов города имеют официальный статус. Информации по другим новостройкам у мэрии нет. Квартальные жилых массивов отмечают, что власти помогают им по остаточному принципу.
«Ак-Бата»: помогли не всем
Квартальная новостройки «Ак-Бата» Жыпара Арстанбекова рассказала, что мэрия Бишкека ограничила количество гумпомощи для жителей этого жилмассива.
Мэрия попросила составить списки нуждающихся с тем условием, что их число не должно превышать 300 семей. Из-за этого многие не получили поддержку.
Жыпара Арстанбекова
Она также отметила, что в «Ак-Бате» проживает около двух тысяч семей, и все нуждаются в гумпомощи. Те, кто не получил продуктовые наборы, стали угрожать квартальной. Пришлось вновь обратиться к чиновникам муниципалитета, чтобы те выделили продукты.
За все время действия режима ЧП только 500 семей в «Ак-Бате» получили продуктовые наборы. Остальные остались ни с чем.
У Асель трое детей — двое дошкольного возраста, младшему всего три месяца. С мужем женщина развелась. Ей не помогли.
По словам Асель, до начала карантина поддержку ей оказывала мать, которая работает в России, но и там ввели карантинный режим. «Мы с детьми остались вообще без денег. От государства я не получила никакой помощи. Мне помогают некоторые неравнодушные соседи. Несколько раз квартальная передавала продукты и немного денег от волонтерских организаций», — рассказала она.
«Алтын-Казык»: помощь не дошла
«Алтын-Казык» образовали в 2005 году прямо рядом с городской свалкой. Новостройка не имеет официального статуса. Тем не менее здесь уже много лет проживает около 1 тысячи 500 семей.
«Если другим жилмассивам хоть как-то помогают, то сюда гумпомощь от государства вообще не дошла», — говорят местные жители.
Представитель интересов новостройки Светлана Аширалиева рассказала, что жители «Алтын-Казыка» не были готовы к продолжительному карантину.
Из-за того, что наши участки не узаконены, государство на нас не обратило никакого внимания, и помощи никакой не выделило. Люди буквально выживают.
Светлана Аширалиева
«Граждан вспоминают лишь в тот момент, когда проходят выборы депутатов или президента, чудесным образом появляются дополнительные списки, сыплют обещаниями. Но как только выборный процесс заканчивается, нас словно не существует», — сказала Светлана Аширалиева.
Гульмира Жунушева живет в «Алтын-Казыке» в двухкомнатном доме — в семье 10 человек. Двое детей с ограниченными возможностями здоровья, одному из которых требуется срочная операция по пересадке печени. От чиновников помощи женщина не получила. Оказали в поддержке продуктовыми пакетами волонтеры и спортсмены.
«Мурас-Ордо»: нет надежды
Пустой холодильник показала журналистам 24.kg и жительница новостройки «Мурас-Ордо». Женщина рассказала, что в начале карантина получила от государства мешок муки, но для того, чтобы прокормить четверых детей, этого оказалось мало. Заработать на другую еду сейчас она не может.
«Я воспитываю детей одна, муж погиб. Из-за карантина лишилась работы. Писала в мэрию, что нуждаюсь в помощи, но никто так и не ответил. Затем позвонила напрямую акиму района, он лишь сказал, что я уже получила муку и больше мне ничего не дадут. Обращалась к квартальной, та ответила, что меня нет в списке на получение гумпомощи», — рассказала женщина.
У меня уже нет никакой надежды, что наше правительство поможет мне и таким, как я.
Жительница жилмассива «Мурас-Ордо»
Женщина отметила, что в священный месяц Рамазан она не хочет говорить плохо о представителях органов местной и исполнительной власти. Выпрашивать продукты питания тоже не хочет. «Приходится не жить, а выживать. У нас нет миллионов, но как-то существуем благодаря богу только», — сказала она.
«Келечек»: голодаем
Мешок муки приходится делить с соседом жителю новостройки «Келечек» Рахатбеку Джеенбаеву. Вместе с женой и сыном они живут в маленьком домике. Оба супруга страдают различными заболеваниями: он — стенокардией и сахарным диабетом, ей недавно поставили диагноз «нервное расстройство». В доме нет телевизора. Смартфон семье тоже не по карману. Поэтому сын Рахатбека, который учится в четвертом классе, не может заниматься дистанционно.
Сегодня у семьи на обед одна лепешка с чаем.
«Наша семья получила мешок муки и два продуктовых набора за все время карантина. Но все уже закончилось. Муку мы делили с соседом, его семья тоже оказалась в трудном положении. Сейчас помогают соседи, некоторые готовят еду и приносят. Кто-то продукты передает, деньги. Я три раза в день должен получать инсулин, но сейчас мы не можем купить лекарства. Бывает, и голодаем», — говорит он.
«Ак-Жар»: нечего есть
Голодными ложатся спать иногда и дети Женишгуль Калыбаевой, жительницы новостройки «Ак-Жар». Женщина не скрывает своей злости на правительство Кыргызстана. По ее словам, из-за халатности властей сегодня народ голодает и находится на грани.
Разрешите уже наконец жителям работать. Семьям нечего есть.
Женишгуль Калыбаева
«Разовая гуманитарная помощь, которую я получила для своей семьи, закончилась быстро, а карантин постоянно продлевают», — сетует женщина.
«Скоро сентябрь, детей нужно одеть и обуть к учебному году. У нас уже накопилась куча долгов за коммунальные услуги. Это все правительство нам оплатит?» — задается вопросом Женишгуль Калыбаева.
«Калыс-Ордо»: до небожителей не достучаться
Уже второй месяц не могут достучаться до чиновников и жители «Калыс-Ордо». Все попытки получить помощь оказались тщетными.
«У нас с мужем трое детей. До карантина он работал, в принципе нам хватало. Сейчас ситуация резко поменялась. Я много писала и звонила на номера горячей линии по оказанию помощи, которые сообщали по телевизору, но по сей день никто не ответил», — рассказала местная жительница.
Семья Айгуль не состоит на учете как малоимущая. «Но сейчас мы оказались в трудной жизненной ситуации, а государство нас просто игнорирует. До введения карантина мы работали и платили налоги, никогда не задерживали взносы за коммунальные услуги, а сегодня от нас отворачиваются. Не знаю, сколько еще мы так протянем. Продуктов дома не осталось совсем, а долгов за это время скопилось много», — отметила женщина.
Муж отговаривал меня просить помощь от государства, говорил, что ничего не добьемся и справимся сами. Он был прав.
Жительница жилмассива «Калыс-Ордо»
Правительство вместе с республиканским штабом ежедневно информирует, сколько помощи роздано нуждающимся. Чиновники на местах делятся фотоотчетами, демонстрируя продуктовые пакеты — мука, макароны, растительное масло, крупы, сгущенка... Цифры озвучиваются огромные.
По факту получается другое: либо до тысяч людей помощь не доходит, либо ее катастрофически не хватает.
В мэрии Бишкека оправдываются, что не могут охватить всех, и раздают гумпомощь строго по отработанному графику и спискам, предоставленным МТУ. А нуждающиеся, не прекращая жалуются в СМИ с начала введенного режима ЧП. И звонков с просьбами о помощи меньше не становится. В каждом сообщении — крик отчаяния...
Правила комментирования
comments powered by Disqus