В условиях пандемии всё чаще даже на самом высоком государственном уровне слышатся взаимные упрёки и даже называются «виновные» в распространении смертоносного вируса. Американские спецслужбы уже открыто обвинили учёных из Уханьского института вирусологии: якобы они занимались синтезом коронавируса, выведенного из организма летучих мышей, допустили «утечку», а затем скрыли это от мировой общественности.
В ответ в китайском МИДе предположили, что инфекцию в Ухань занесли именно американские военные. В этих поисках «крайнего» нашлись и третьи – некоторые СМИ уверяют, что вирус Covid-19 чуть ли не разработан в лабораториях стран бывшего СССР, в частности, в Грузии и на Украине. В этой связи некоторые обвинили даже Казахстан, причём конкретно казахстанский Национальный научный центр особо опасных инфекций им. М. Айкимбаева (ННЦООИ), под эгидой которого работает Центральная референс-лаборатория (ЦРЛ).
Легенды и мифы о «казахстанском следе»
Разумеется, никто журналистских расследований на эту тему не проводил, аргументами и доказательствами не заморачивался. Как часто бывает в таких случаях, «сетевые аналитики» озабоченно выкладывают стандартный набор конспирологических версий из разряда слухов, мифов и фейков. Их смысл сводится к одному: ЦРЛ в Алматы – это чуть ли не филиал военно-биологической лаборатории Минобороны США, в её стенах, мол, тайно разрабатывается биологическое оружие, угрожающее не только Казахстану, но и всему миру. Ну и на «закуску» ещё один вброс: якобы Covid-19 попал в Ухань именно из казахстанской Центральной референс-лаборатории.
Поскольку недостоверная, но «громкая» информация иногда вреднее иного вируса, МИД Казахстана счёл нужным выступить с комментарием по вопросам биобезопасности, заявив о сугубо гражданской направленности всех научных биологических разработок в РК.
«Ответственно заявляем, что в Казахстане не ведутся никакие разработки биологического оружия, не проводятся исследования против других государств. Любая работа, которая проводится в ЦРЛ, находится под контролем министерств здравоохранения, образования и науки, сельского хозяйства РК. Её деятельность сфокусирована на обеспечении биологической безопасности в Казахстане, проведении фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ», – сказано в комментарии МИД республики.
Уникальная лаборатория
На самом деле надо понимать, что функционирование Центральной референс-лаборатории для Казахстана просто жизненно необходимо, появилась она не на пустом месте и уж точно не по прихоти американских военных. Технической и кадровой базой для её создания стал Среднеазиатский научно-исследовательский противочумный институт (СНИПЧИ), основанный в 1948 году по инициативе Министерства здравоохранения СССР.
Дело в том, что из-за геологических и климатических особенностей Казахстана (преобладают степи, пустыни и горы) на значительной части территории республики периодически появлялись и до сих пор появляются природные очаги чумы, холеры, туляремии, бруцеллёза и других особо опасных инфекционных болезней (к примеру, с 1912-го по 2010 год было зарегистрировано 123 эпидемических очагов чумы, а общая её площадь составляет сегодня 1007350 км2). Так что Казахстан просто вынужден уделять особое внимание вопросам биологической безопасности и развивать производственно-исследовательскую инфраструктуру.
В советские годы СНИПЧИ был методическим центром противочумной службы всей Центральной Азии, а советская школа вирусологии, и это признано мировым сообществом, являлась самой передовой. Со временем на его месте появился Национальный научный центр особо опасных инфекций им. М. Айкимбаева (ННЦООИ) в Алмате. За эти годы в Казахстане была создана отечественная школа, проведены уникальные исследования и разработки, появилась плеяда выдающихся ученных биологов.
Однако прежнее помещение не отвечало современным международным стандартам хранения коллекций патогенов и вирусов. Поэтому правительство РК приняло решение о возведении нового здания – с отдельными лабораториями, оснащёнными самым передовым оборудованием. И в этой связи строительство при ННЦООИ Центральной референс-лаборатории (ЦРЛ) стало дополнительным элементом укрепления биологической безопасности (она является международным НИИ-центром третьего уровня биологической защиты), национального научного и производственного потенциала.
Отдельно стоит отметить, что лаборатория была построена и оборудована за счёт средств США в рамках программы совместного уменьшения биологической угрозы (стоимость проекта – $130 млн). Однако строительство велось казахстанскими специалистами под полным контролем казахстанской стороны (эксперты США оказывали только консультативную помощь), ЦРЛ полностью принадлежит РК, в ней работают исключительно казахстанские биологи и вирусологи, она финансируется из бюджета республики и, что ещё очень важно, – находится в ведении сугубо гражданских министерств (это полностью исключает работу над созданием биологического оружия). Более того, лаборатория не является закрытым объектом, напротив, её деятельность абсолютно прозрачна, а её двери открыты и для международных экспертов, и для аккредитованных журналистов.
Как подчеркнул бывший главный санитарный врач Казахстана Жандарбек Бекшин, деятельность ЦРЛ направлена только на биобезопасность и биозащиту от опасных патогенов на территории Казахстана.
Собственные тест-системы
Кстати, важность лаборатории подтвердила и нынешняя ситуация: в условиях пандемии её учёные (как и учёные других лабораторий и Центров мира) активно включились в разработку собственной вакцины от коронавируса и создание отечественных тестов на Covid-19. Причём, тест-системы были созданы в рекордный срок, уже получили высокую оценку Минздрава республики и соответствуют мировым стандартам. Таким образом, Казахстан перестал зависеть от поставок таких тестов из-за рубежа и наладил собственное производство.
По мнению заместителя директора алматинского филиала Национального центра биотехнологий Юрия Скибы, созданные тест-системы включают в себя системы референс-контроля на разных этапах анализа, что позволяет контролировать процесс, его качество и избежать ошибочных результатов.
И последнее. Что бы ни утверждали авторы фейков и мифов, с обретением независимости Казахстан выбрал курс на построение безопасного мира, свободного от угрозы ядерного и других видов оружия массового уничтожения, в том числе и биологического, чем завоевал безупречную репутацию в мировом сообществе. Республика и сегодня продолжает предпринимать меры по укреплению биологической безопасности, в чем ей существенно помогает Центральная референс-лаборатория.
Тем самым Казахстан сознательно и ответственно обеспечивает безопасность всех своих соседей по обширному региону от особо опасных инфекций, эпидемии которых без постоянных усилий могут быстро стать началом крупных эпидемий без границ.
Правила комментирования
comments powered by Disqus