Ограничения в сфере информационно-коммуникационных технологий негативно повлияли на формирование электронного правительства, услуги которого облегчили бы положение граждан в период пандемии в Таджикистане, отмечают эксперты.
Пандемия коронавируса COVID-19 в Таджикистане помимо других проблем обнажила и вопросы информационно-коммуникационных технологий. Отрасль, о которой не переставали говорить и в обычное время, оказалась еще больше востребованной в период самоизоляции и социального дистанцирования. Получать необходимые государственные услуги, совершать оплаты, посещать занятия, не покидая своего дома - только часть тех возможностей, в которых сейчас были бы заинтересованы власть и население. Все это стало бы возможным при успешном внедрении электронного правительства. Однако власти, применяя ограничительные меры, лишили себя этих возможностей, считают эксперты.
Недостигнутая цель
Постановление «О концепции формирования электронного правительства» было принято еще в 2011 году и предполагало предоставление информации и услуг гражданам, бизнес сообществу, ветвям власти и в целом минимизирование физического взаимодействия между государством и отдельным лицом.
Реализация концепции предполагала три этапа за 8 лет - с 2012 по 2020 годы. Первым шагом было намечено создание единой сети информационных технологий, которая объединяет все министерства и ведомства, и на ее основе обеспечение доступа к правовой базе данных «Адлия». Затем государственные органы должны были ввести единый электронный документооборот и устранить цифровое неравенство. На третьем этапе, завершение которого планировалось к 2020 году, предусматривалось предоставление государственных услуг населению и организациям, создание национальной идентификационной системы опознания человека и.т.д. Однако население так и не получило доступа к услугам электронного правительства.
Причина неудачи
По словам эксперта по ИКТ Асомиддина Атоева, одной из основных причин неудач является отсутствие полномочного органа отвечающего за реализацию электронного правительства.
«Формально существует координирующий орган это совет по ИКТ при президенте Таджикистана, который отвечает, в том числе, за реализацию концепции, но этот орган не постоянно действующий. Хотя позиция совета была укреплена в 2014 году, когда был создан постоянно действующий секретариат совета, тем не менее, он не действует в должной мере», - говорит Атоев. Для появления электронного правительства, по его словам, необходимы инфраструктура ИКТ, услуги онлайн, включая государственные услуги и человеческий потенциал, то есть компетенция по применению информационно-коммуникационных технологий в решении разных вопросов.
Разрыв между словом и делом
Однако вопрос развития компетенций и создания необходимых условий для электронного правительства, по словам экспертов, часто расходится с декларируемыми властями принципами. “Для того, чтобы было электронное правительство, у населения должен быть нормальный доступ к интернету. У нас даже в центральных городах с этим большие проблемы. Более того,15 гб интернета стоит около 15 долларов. Практически этого хватит всего на несколько уроков дистанционного обучения, но у нас такой запас рассчитан на целую семью», - говорит блогер Рустам Гулов.
Решения властей, которые ранее официально были продиктованы соображениями безопасности, в результате повлияли на стоимость и качество интернета. Ведение в строй Единого коммуникационного центра (ЕКЦ) при «Точиктелекоме», превратили орган в абсолютного монополиста, через который идет весь интернет-трафик страны во внешний мир. С 2018 года компания «Точиктелеком» стала монопольно продавать интернет-трафик всем таджикским провайдерам и мобильным компаниям, запретив им самостоятельно покупать интернет в соседних странах.
Согласно подсчетам Международного союза электросвязи при ООН, если в 2015 году общая пропускная способность в Таджикистане составляла около 10 гигабайт в секунду, то к 2017 году показатель снизился до 4,15 гигабайт в секунду.
“Многие меры в отечественной индустрии ИКТ фактически направлены против декларируемых целей. К примеру, монополизация отрасли, является одной из угроз, отраженных в концепции информационной безопасности Таджикистана, но, к сожалению, на уровне парламента и исполнительных органов власти мало кто на это обращает внимание», - говорит эксперт Асомиддин Атоев.
Заинтересованность в коррупции или цензуре?
В отчете Всемирного банка "Цифровые дивиденды" еще в 2017 году Таджикистану было рекомендовано улучшить конкуренцию в секторе телекоммуникации, а также провести широкие реформы делового климата, чтобы сделать интернет более доступным для граждан и компаний. Организация выразила готовность оказать содействие правительству Таджикистана в реализации цифровой повестки дня, усилении нормативной базы, создании потенциала нормативного регулирования и улучшении доступа к ИКТ в сельской местности.
Однако эксперты указывают на слабую заинтересованность властей в реализации этих предложений и электронного правительства.
«Если все услуги перевезти онлайн, то не получится больше брать взятку. Поэтому такие меры не найдут поддержку, особенно среди нижнего звена чиновничьего аппарата, которые непосредственно взаимодействуют с населением», - полагает Рустам Гулов.
Однако, отсутствие доступа к интернету не всегда связано с техническими сложностями. Душанбе часто подвергается критике за блокировку новостных сайтов, интернет-цензуру и ограничение доступа к информации. Власти страны, как правило, либо не комментируют подобные обвинения, либо связывают их с обеспечением безопасности.
Очевидно, что пока, несмотря на отставание в развитии электронного правительства, власти отдают приоритет вопросам безопасности и контролю над интернет-трафиком.
«Результаты есть»
Вместе с тем, как отмечает глава общественной организации Гражданской инициативы политики интернет Мухаммади Ибодуллоев, некоторые поставленные задачи за прошедший период все же были достигнуты. “В электронном правительстве есть несколько направлений, сервис для бизнеса, документооборот правительства и сервисы для граждан. Мы пошли по двум направлениям, реализовали проекты по облегчению ведения бизнеса или улучшению госсервиса, но госуслуги для населения не были созданы и сейчас самое время задуматься об этом», - говорит Ибодуллоев.
Фундаментом здесь, отмечает он, выступает единый цифровой реестр всего населения от рождения до смерти и реестр адресов. «Привязав два реестра можно создать единую платформу, на безе которой можно идентифицировать людей и предоставлять им государственные услуги», - поясняет эксперт.
В настоящее время в целях развития электронного правительства функционирует электронный регистр информации по разрешениям и лицензиям, внедрена система «единого окна» для регистрации юридических и физических лиц, а также система электронного декларирования при Налоговом комитете Таджикистана, успешно работает система предоставления электронных виз иностранцам при МИД-е страны, а также реализован проект Министерства труда и социальной защиты населения по созданию национальной базы данных вакансий.
Пока же в рейтинге стран мира по уровню развития электронного правительства, составленный ООН в 2018 году, Таджикистан занял 131 позицию. И хотя страна за последние годы улучшила показатель на восемь позиций, она во многом отстает от соседних стран. Так соседний Кыргызстан занимает 91 позицию в рейтинге, Казахстан 39, Узбекистан 81.
Правила комментирования
comments powered by Disqus