С недавних пор экс-депутат Жогорку Кенеша КР Кубанычбек Жумалиев стал объектом нападок со стороны так называемых «борцов за справедливость» из движения «Чон Казат». Которые в лице Сыймыка Жапыкеева совершенно точно обозначили инструменты, которыми собираются добиваться поставленных целей – буквально толпой идти по домам, забирать имущество, расстреливать без суда и следствия.
Уже высказано предположение, что за Жумалиева чонказатовцы взялись именно потому, что на сегодняшний день Кубанычбек Жумалиев, так сказать, ничей – за ним не стоят какие-то влиятельные политические или олигархические кланы.
К слову, о том, что у политика, в прошлом госдеятеля, большое количество компаний, зарегистрированных на него и его супругу, было известно давно. И если некоторые объекты «империи Жумалиева» особо не примечательны, другие приписываемые ему объекты вызывают жаркие дискуссии.
Мы решили разобраться с тем, какое отношение Жумалиев имеет к покупке бывшего завода ЭВМ. Для начала давайте сделаем небольшой исторический экскурс.
Фрунзенский завод электронных вычислительных машин им. 50-летия СССР был создан в 1969 году. Здесь выпускались устройства ввода и вывода данных, бортовые ЭВМ, электронные цветомузыкальные приставки «Шоола», детская игра «Конструктор» и другие виды продукции. Предприятие постепенно расширялось, появлялись новые цеха и производственные корпуса, внедрялось новейшее оборудование. При заводе имелась библиотека и базовое техническое училище. Также была своя база отдыха на Иссык-Куле.
В 70-х годах была введена система высокой эффективности производства и качества работ. Почти вся продукция была маркирована Государственным знаком качества СССР. Товары экспортировались в Монголию, Вьетнам, Польшу, Финляндию, ГДР, Индию и другие страны. Численность коллектива составляла более 1 600 человек.
Сейчас подобное кажется фантастикой. И спустя 30 лет независимости в Кыргызстане не создано ни одного аналогичного по объемам, масштабам производства.
К слову, в конце прошлого века Кыргызстан в принципе считался высокоиндустриальной страной с развитым машиностроительным комплексом.
Но в 1994 году правительство Кыргызской Республики приняло программу Всемирного банка PESAC. Это английская аббревиатура, означающая в переводе «Программа приватизации и реформы сектора государственных предприятий». Ее суть сводилась к тому, чтобы свалить старые и новые предприятия со всеми активами и пассивами в кучу, признать их убыточными и продать по бросовым ценам. Реализация этой программы оставила без работы десятки тысяч людей. И, по сути, лишила республику промышленно-производственного комплекса.
Среди уничтоженных производств оказался и Фрунзенский завод ЭВМ, который находится в восточной промзоне столицы. Завод стал акционерным обществом «Жанар» – тогда акции буквально раздавались служащим предприятия.
Такая практика приводила к одному – производство сходило на нет, копились долги перед поставщиками, госструктурами, самими сотрудниками. И предприятие шло с молотка. Тоже самое произошло и с заводом ЭВМ.
К 2006 году, когда проходила процедура банкротства, от некогда легендарного Фрунзенского завода электронно-вычислительных машин осталось только здание. Спецадминистратор Таалай Дуйшеев для погашения долгов перед кредиторами, среди которых были в основном госслужбы, выставил остатки на продажу.
Аукцион объявлялся пять раз. Покупателей на останки завода – без техники, без оборудования, не находилось. А, вообще, еще до аукциона 2006 года было проведено еще 22 аукциона, часть площадей завода было продано совершенно другим 22 компаниям.
К 6-му аукциону подключились партнеры – Муратбек Султанов и его российский бизнесмен-инвестор Аркадий Волосовец. Часть помещений завода – не вся, кстати, была приобретена за 60 млн 800 тысяч сомов.
Жумалиев в этой истории действительно фигурирует. В 2008 году партнеры пригласили его на пост генерального директора. А когда в 2010 году Аркадий Волосовец решил выйти из дела и уехать из Кыргызстана, он предложил Жумалиеву купить его долю. Денег, кстати, у Кубанычбека Жумалиева не было. Взял кредиты в трех банках – «Банке Азии», «ФинансКредитБанке» и «ЮниКредитБанке».
Помимо того, что помещения и площадки сдавались и до сих пор сдаются в аренду, Жумалиев все же старался наладить настоящее производство. Нашел китайских инвесторов, и совместно с ними было запущено производство металлических шаров для шаровых мельниц, что используются в горнодобывающей промышленности.
К слову, доля в компании принадлежала Жумалиеву недолго. Уже в 2011 году он продал ее Султану Мырзабекову. Мурзабеков купил 30% акций и у Муратбека Султанова. Деньги тоже не упали с неба – был взять огромный кредит в банке под залог самого здания и территории. Расплачиваться по этому кредиту пришлось еще долго…
Таким образом бывший завод не превратился в очередной торгово-развлекательный центр, а хоть и в гораздо меньших объемах и масштабах, но продолжает производственную линию. Металлические шары, например, покупают все цементные заводы страны, и даже «Кумтор Голд Компани».
Второе производство – пенополистирольных стеновых блоков для быстрого возводимых теплых домов. Также производится искусственный камень, работают компании по сборке мебели и другие. Всего на бывшем заводе ЭВМ на сегодняшний день трудятся порядка 700 человек.
Немаловажно, что на момент работы в компании и приобретения доли в ней Жумалиев не занимал ни государственную, ни политическую должность. При этом Кубанычбек Мырзабекович не скрывает, что Султан Мырзабеков и Мурат Султанов – его родственники. Можно, конечно, натянуто обвинять Жумалиева, что он позволил себе заниматься бизнесом с родственниками, но это, конечно же, безусловная глупость. И уж тем более, что больше его в этой компании нет ни в каком качестве.
Вот, собственно, и вся история.
Правила комментирования
comments powered by Disqus