90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Казахстан. Как полиция сама загнала себя в тупик и сможет ли оттуда выбраться

12.06.2020 15:00

Общество

Казахстан. Как полиция сама загнала себя в тупик и сможет ли оттуда выбраться

История Аси, которая…

Гражданская активистка Асия Тулесова оказалась в ИВС. Ей инкриминируются сразу две статьи УК – оскорбление сотрудника полиции и, более серьезная, применение насилия в отношения представителя власти. Вместе с ней привлекаются к уголовной ответственности еще два участника субботнего митинга. Тем самым полиция своими руками настраивает общество против себя и еще ниже (хотя, куда ниже-то?) роняет свой имидж.

Неправильно думать, что Ася «появилась ниоткуда» в апреле прошлого года, когда со своим другом и единомышленником растянула на алматинском марафоне баннер «От правды не убежишь!». Эта фраза, как и сопровождающие ее хэштеги #adilsaylayushin и #уменяестьвыбор, стали настоящими символами пробуждения гражданского самосознания, как бы это ни пафосно или даже банально звучало.

До этого Тулесова была инициатором и настоящим двигателем различных экологических проектов, начиная с защиты Кок-Жайлау и заканчивая социальным проектом «Мамыр-Парк». Она стояла у истоков и известного сейчас всем проекта AUA, благодаря которому можно было следить за загрязнением воздуха в Алматы в режиме реального времени. Кстати, после этого подобные программы появились в Астане, Темиртау и даже Бишкеке.

Другими словами, к моменту выхода на марафон Асия была полностью сформировавшейся личностью, за которой могли последовать сотни тысяч и даже миллионы сограждан, поэтому говорить о том, что она ведома кем-то загадочным или зарубежным было бы глупо. Просто девушка, так сказать, вышла на другой уровень, оказавшийся на грани между гражданской активностью и оппозицией, причем, ветеранам обоих направлений она могла бы дать фору. Могла, но судя по всему, не собиралась – у нее свой путь, показывающий и доказывающий, что настало время молодых. Только вот режим действует против нее старыми методами.

Но вернемся к самому инциденту, а точнее, к его последствиям и тому, что остается за кадром. Позже Асия Тулесова так прокомментировала свой поступок (другие считают это проступком) так: «Действовала я в эмоциональном порыве в ответ на, как я считаю, бесчеловечное жестокое и противозаконное обращение полиции с мирными безоружными гражданами, не представляющими никакой опасности для общества, пришедшими на мирный митинг, чтобы выразить свои мирные требования.

Среди задержанных были не только пожилые и молодые люди, пришедшие на митинг, но и просто прохожие. Уже не первый раз я, и не я одна, становлюсь свидетелем такого унизительного отношения со стороны правоохранительных органов к гражданам Казахстана, которые мирно выходят на улицы и площади для того, чтобы высказать свое мнение».

В принципе, это было и так понятно, и именно на этом основывались заявления Коалиции представителей гражданского общества (КПГО), а также обращении общественных деятелей и представителей НПО президенту страны. Но при этом обратим внимание, что некоторые «звезды «Фейсбука», прежде не замеченные в освещении митингов, стали упорно вырывать из контекста, заявляя только об агрессивных действиях «граждански Тулевосовй».

Другие малоизвестные и совсем неизвестные блогеры стали пользоваться устаревшими методичками, называя Асю то «наркоманкой», то «мажориком», а были и те, кто искренне переживал за престарелых участниках субботнего митинга, как потенциальных жертв коронавируса. Однако ни те, ни другие, ни третьи ни слова не сказали о методах борьбы полицейских с этими самыми стариками.

Но мы сейчас хотели бы сказать о другом. Несколько лет назад было ужесточено наказание за «нападение на полицию», в том числе в рамках этой самой 380 статьи, которую сейчас вменяют Асие (ранее по ней были осуждены Айдос Садыков и Ермек Нарымбаев), но тогда кроме кратковременной волны возмущения в соцсетях ничего против сделано не было. Просто полицейское государство укрепило свои позиции, показав «псам режима», что намерено защищать не только их самих, но и их родственников. Следует отметить, что сравнения с теми же Соединенными Штатами здесь мало уместны, хотя бы потому, что в Казахстане невозможно представить, чтобы шеф полиции выражал солидарность с протестующими.

В случае с Тулесовой полиция и их охранные законы сами загоняют себя в угол. Нарастающее общественное возмущение и скандал, уже вышедший за пределы Казахстана уже просто так не угаснет, а МВД стоит перед сложным выбором – отпустить Асю на свободу и тем самым показать свою «слабость» (с точки зрения полицейского государства) или же продолжить мстить активистке и тем самым подлить масла в огонь.

Есть и средний вариант – изменить меру пресечения на подписку о невыезде или, максимум, домашний арест, а потом свести приговор к внушительному штрафу или ограничению свободы. Но нужно помнить, что это если немного охладит нарастающее возмущение, то не сведет его на нет. Таким образом, полиция в любом случае оказывается в проигрыше, так как трудно представить, что Тулесову освободят, сняв все обвинения, хотя и в этом случае общество решит, что карательно-правоохранительные органы испугались и «включили заднюю».

Как бы то ни было, общество стало открыто демонстрировать свое несогласие с методами полицейского государства. Основа для этого была заложена еще во времена Советского Союза и передавалась новым поколениям на генетическом уровне, поэтому никакие реформы и смена главы МВД здесь никак помочь не смогут. Можно лишь на время (до очередного инцидента) затушить всеобщий негатив по отношению к людям в форме.

А такие примеры происходят чуть ли не каждую неделю – то выяснится (из уст министра), что «убийца полицейских» (на блок-посту) был уволен из органов за четыре дня до трагедии, то окажется, что полицейский после совершения ДТП в Карагандинской области избежал наказания, то окажутся обнародованными заявления рядовых сотрудников на начальство (против поборов) и так далее.

Сейчас же все внимание обращено на дело Асии Тулесовой. Сегодня должен состояться следственный суд, который должен определить меру пресечения задержанной (отметим, что следователь настаивает за содержание под стражей). Департамент полиции же сообщает, что еще двое участников субботнего митинга привлекаются к уголовной ответственности – по статье 378 УК РК («оскорбление представителя власти»).

Это Максат Бегалиев и Диана Мухаметова, которая, кстати, рассказала, что в кабинете следователя Алмалинского РУВД висит портрет Сталина. Вполне возможно, что именно за это сообщение, сопровождаемое эмоциональными выпадами в адрес главного городского полицейского, Диане и стали «шить» оскорбление представителя власти. И это очень показательно – Сталин для полиции и ее государства оказался живее всех живых.

 

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: https://platon.asia/obshchestvo/istoriya-asi-kotoraya

12.06.2020 15:00

Общество

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Эмиль Сатарович Уметалиев

Уметалиев Эмиль Сатарович

Президент компании «Kyrgyz Concept»

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
571 209

человек выехали из Таджикистана в I полугодии 2013 г.

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30