Немецкий эксперт Томас Руттиг рассказал в интервью DW о возможном развитии событий в Афганистане после вывода иностранных военных в 2014 году, а также о результатах миссии ISAF.
Военнослужащие бундесвера, участвующие в миссии ISAF, покинут Афганистан в 2014 году. Уйдут из страны и другие иностранные военные. В интервью DW директор независимого исследовательского центра Afghanistan Analysts Network в Кабуле Томас Руттиг (Thomas Ruttig) рассказал о возможных сценариях развития событий в Афганистане после вывода войск международной коалиции.
Deutsche Welle: По завершении мандата ISAF в январе 2014 года из Афганистана будет выведен основной контингент бундесвера. В стране собираются оставить от 600 до 800 немецких военнослужащих в качестве инструкторов для сотрудников афганских сил безопасности. Немецкий Союз военнослужащих бундесвера требует и после 2014 года оставить боевые армейские подразделения в Афганистане. Неужели ситуация в стране настолько нестабильна, что без этого не обойтись?
Томас Руттиг: Ситуация по-прежнему критическая, в этом профсоюз бундесвера прав. Она примерно такая же, как в 2011 году, когда в Афганистане был отмечен пик насилия. Афганцы не чувствуют себя в безопасности на родине. Опасно ездить по дорогам. Местные жители, сотрудничающие с правительством страны, часто подвергаются репрессиям и угрозам со стороны талибов. Нередки случаи их убийств и запугивания.
С другой стороны, следует сказать, что присутствие иностранных военных в Афганистане не способствовало ослаблению талибов. Так что речь идет не только об ответе на вопрос, оставлять войска в стране или выводить. Надо оценить, чего они достигли и чем конкретно должны заниматься те, кто останется на Гиндукуше.
- В немецких дебатах, посвященных Афганистану, преобладают вопросы безопасности и военной стратегии. Разве это не упрощенный взгляд на вещи?
- Да, действительно. Сугубо военные аспекты миссии в Афганистане находятся в центре внимания общественности и в Германии, и в других странах. При этом следует осознавать, что Афганистан - это в первую очередь политическая миссия. Речь идет о 30 миллионах жителей страны, которым многое пообещали: от послевоенного восстановления и демократизации до соблюдения прав человека. Если же посмотреть на реальное положение дел, возникают серьезные сомнения. Вот и представители афганского гражданского общества сетуют на ухудшение ситуации.
То обстоятельство, что все больше внимания уделяется военным аспектам решения проблемы, объясняется крупным просчетом в самом начале миссии. Режим талибов свергли, но затем их позиции снова укрепились из-за неправильной военной стратегии. Негативную роль сыграло и то, что слишком долго Запад некритично относился к коррумпированному правительству в Кабуле и поддерживал его. А в результате страны, направившие своих военнослужащих в Афганистан, в том числе для политической миссии, стали действовать вразрез с собственными первоначальными замыслами.
- Немецкие политические деятели отвергают идею присутствия бундесвера в Афганистане после 2014 года. Разве они не знают о нестабильной ситуации в стране? Или это просто сознательное нежелание затрагивать непопулярную тему в преддверии парламентских выборов 22 сентября?
- Немецкая общественность, увы, устала от афганской темы. Для восстановления Афганистана потребуется много терпения. И все еще необходимо размышлять над тем, должны ли иностранные военные присутствовать в Афганистане для достижения этой цели. Но в любом случае людям следует говорить правду. Однако готовность к этому в период предвыборной борьбы невелика.
- Решение западных стран о выводе своих контингентов в 2014 году принято. А что думают об этом сами афганцы, не считают ли они уход иностранных военных преждевременным?
- По сути дела, вывод войск можно назвать и преждевременным, и запоздавшим. Период радушного отношения афганцев к западным военнослужащим - уже в прошлом. Многим афганцам не нравится, как ведут себя в их стране иностранные солдаты и гражданские представители зарубежных государств. Со скрипом идет послевоенное восстановление. Несмотря на закачанные сюда миллиарды долларов, Афганистан остается очень бедной страной. Позитивные сдвиги для афганцев едва заметны. Поэтому необходимо и дальше содействовать восстановлению страны, в которой война шла более 30 лет и идет до сих пор. Помощь понадобится еще очень большая.
- Следует ли опасаться того, что после вывода западных войск к власти в Афганистане вернутся экстремисты?
- Такой сценарий необходимо иметь в виду. Афганские вооруженные силы достаточно сильны, но в них нет единства, в армии может произойти раскол. Если такое случится, если на президентских выборах в апреле 2014 года снова будут подтасовки, не исключен коллапс афганской государственности.
С другой стороны, есть надежда на то, что афганская армия выдержит натиск талибов, которые отнюдь не пользуются большой популярностью в стране. Есть вероятность общественной мобилизации против талибов. Однако оба сценария предполагают продолжение вооруженной борьбы. Война идет уже слишком долго. Поэтому важно сделать ставку в первую очередь на политическое урегулирование конфликта с участием талибов. Однако и талибы в свою очередь должны признать, что не представляют большинство афганского населения, и согласиться на участие в политическом процессе.
Правила комментирования
comments powered by Disqus