90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

КНР нужна легализация своего массированного присутствия в Казахстане

10.08.2013 14:31

Политика

КНР нужна легализация своего массированного присутствия в Казахстане

Бывший посол Казахстана в КНР, известный общественный деятель Мурат Ауэзов прокомментировал присутствие Китая в республике.

– Мурат Мухтарович, как изменилась внешнеполитическая риторика Поднебесной за последние годы по отношению к Казахстану?

–Я замечаю, что растёт ощущение собственной силы в китайском обществе. В Китае очень высок уровень дипломатии, и сегодня она адресована не только гегемонам мира, но, прежде всего, китайскому народу. Я бываю и в Синцзяне, и в Пекине. И вижу, как резко поменялось внутреннее самоощущение китайцев. У Поднебесной появилось спокойное и уверенное чувство силы и даже превосходства. Сегодня китайцы вновь ощущают себя центром мира.

– Какая-то парадоксальная ситуация. С одной стороны – казахско-китайская дружба. С другой – у нас не принято тревожить и раздражать нашего соседа. А наши люди не получают почти никакой информации о внешних угрозах. Они не могут иметь своего мнения, не владея объективной картиной происходящего...

–Именно поэтому Казахстану нужен институт Китая. Мы должны изучать и исследовать нашего соседа. И понимать, что там происходит.

– Но тогда надо создавать институты России и США!

–Институты России и Китая – как минимум! Это наши ближайшие соседи и стратегические партнёры. Нам нужна системная подготовка кадров по изучению этих стран.

– А своих учёных у нас для этого хватит?

–Нужны не только учёные. Необходима и информация спецслужб, чтобы многомерно изучать ту или иную страну и вырабатывать рекомендации для руководства Казахстана. Тогда и общество будет иметь правильные ориентиры. Без вдумчивого обеспечения безопасности всё может рассыпаться, как карточный домик. Когда мы всерьёз задумываемся о наших соседях, то должны сначала ответить на вопрос: а что есть мы сами? Не во фраке международных шоу-презентаций, а по гамбургскому счёту надо определиться.

– В одном из своих интервью вы сказали, что «происходящее в Синьцзяне, – это подготовка плацдарма для последующего броска на территорию Центральной Азии и Казахстана». Что конкретно вы имели в виду, и какие варианты развития событий возможны?

–Тут речь идёт не о военной терминологии. И не о том, что там группируются войска и завозится военная техника. Нет. В Синьцзяне идёт великое переселение ханьцев из внутренних районов Китая к нашим границам. Они строят великолепные города и дороги. Это миллионы человек. Их производственно-строительные бригады за сутки могут превратиться в подразделения профессиональной армии Китая. Их общая численность – это примерно нынешнее население Казахстана, и они напрямую подчиняются Пекину.

– А как проходит ассимиляция казахов и уйгуров?

–Честно говоря, все уже выдохлись в этой борьбе. И что бы мы ни говорили и как бы ни выражали своё робкое возмущение в отношении нашего соседа – ничего не меняется! Казахстан никогда не делал резких политических заявлений. Ни по спорным территориям, ни по проблемам трансграничных рек.

– Когда вы были послом, что-то делалось в этом направлении?

–Китайцы всегда отвечали, что они изучают этот вопрос. Когда Цзянь Цземинь приехал из Казахстана в Китай, он дал секретные указания, чтобы воды этих рек были использованы в интересах Китая.

– Если они секретные, то как вы узнали об этом?

–Мне переслали документы из Китая. И когда я публично заявил, что КНР не собирается решать эти проблемы, ко мне пришли представители спецслужб.

– И что они от вас хотели?

–Документы конечно! Я передал сотрудникам КНБ копии этих бумаг. В них была конкретная информация о том, что Китай в ближайшее время не намерен решать проблемы трансграничных рек. И сегодня китайцы построили огромные водохранилища на Чёрном Иртыше и зарегулировали Или. Китайские земледельцы используют большое количество пестицидов. Потом эта вода поступает в Или. И посмотрите – во что сегодня превращается Капчагай.

– А во что он превращается?

–В отстойник. Но Казахстан молчит. А нам необходимо оговаривать с Китаем объёмы и качество поступающей воды, как это сделали Индия и Бангладеш.

– Мурат Мухтарович, каковы на ваш взгляд основные интересы Китая в Казахстане?

–Конечно, Китаю сегодня нужны наши нефть и газ. Но, самое главное, ему нужна легализация своего массированного присутствия в Казахстане. У Китая фундаментальная проблема перенаселённости. И в Казахстане китайцы присутствуют в гораздо большей степени, чем об этом говорится. И здесь не идёт речь о неуважении к китайцам. Мы должны уважать самих себя и защищать прежде всего свои интересы. В китайских учебниках говорится о том, что часть территории Казахстана «по справедливости» должна принадлежать растущему Китаю. А пока можно констатировать неадекватность мер и действий, предпринимаемых со стороны Казахстана.

- Когда речь заходит об отношениях Казахстана с государствами ЦА, создаётся впечатление, что здесь каждый сам за себя. Но ведь это, по меньшей мере, странно. Одна проблема трансграничных рек чего стоит. В чём, на ваш взгляд, причина обособленности государств ЦА, или эта проблема надумана?

–В этом году на Иссык-Куле мы проводим семинар, который называется «Война и мир в памяти Великого Шёлкового пути». Там будут сильные участники. Мы собираем влиятельных и авторитетных людей. На этих семинарах анализируем, почему рвутся эти связи, обсуждаем геополитическую ситуацию.

– И в чём смысл этих встреч?

–Мы хотим видеть Центральную Азию не как объект чужой игры, а как консолидированный дееспособный субъект в современной геополитической ситуации. И мы находим всё большее число людей, которые понимают это. Надеемся, что нас услышат руководители государств и сумеют преодолеть личные амбиции. В этом году и МИД проявил определённый интерес, участие в этой встрече подтвердили и генеральные секретари национальных комиссий по делам ЮНЕСКО центрально-азиатских государств.

– А сможет ли Казахстан избавиться от китайской экономической экспансии на евразийском пространстве, и что для этого надо сделать?

–Здесь-то и нужен институт Китая. Казахстан может решить любые проблемы, если он сначала решит свои. Мы же не хотим быть бутафорским государством. Свобода и суверенитет – это большие ценности. Они выстраданы народом Казахстана. В современном мире не имеет значения, миллиард у тебя населения или 16 миллионов. На Тайване вообще считают, что Китаю надо разделиться на 9 государств – вернуться к карте начала17 века. И тогда Китай перестанет быть пугающим всех монстром, вызывающим на себя огонь подозрений и ответных действий.

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

10.08.2013 14:31

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black
35%

населения Кыргызстана питаются лишь хлебом с сладким чаем

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30