90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Узбекистан июль 2013: обзор событий во внешней и внутренней политике, экономическое положение

10.08.2013 12:38

Политика

Узбекистан июль 2013: обзор событий во внешней и внутренней политике, экономическое положение

В начале июля, отчитываясь о ходе разбирательств по июньскому пограничному инциденту с летальным исходом, вице-премьер по безопасности, правопорядку и вопросам границ Кыргызстана Т. Мамытов сообщил, что Узбекистан отказывается подписывать протокол о неприменении оружия в отношении нарушителей границ из Кыргызстана, ссылаясь на внутреннее законодательство, в соответствии с которым пограничники Узбекистана обязаны это делать. Однако представляется, что подписание данного протокола не внесет каких-либо коррективов в двусторонние отношения между республиками, так как существуют прецеденты несоблюдения уже существующих договоренностей. И подписание узбекской стороной очередного соглашения будет носить декларативный характер.

В подтверждение императива следования внутреннему законодательству 23 июля на таджикско-узбекской границе была застрелена гражданка Узбекистана, пытавшаяся незаконно попасть в Таджикистан к родственникам. Формально жители приграничных районов имеют право пребывать на территории соседнего государства без визы до трех суток, однако юридические нормы, принятые для блезира, не действуют, и заблокированные бюрократическими проволочками КПП заставляют граждан обеих республик пересекать границу незаконно.

Однако данный инцидент не получил широкого освещения в правительственных СМИ Узбекистана. Между тем, информационная война разгорелась между Узбекистаном и Кыргызстаном по вопросу зачинщиков конфликта между представителями их пограничных служб, в ходе которого погибли два узбекских пограничника. В ситуации неопределенности и транспарентности границ достаточно трудно сделать вывод о виновной стороне. Однако, учитывая популистский тон обвинений со стороны государственных СМИ Узбекистана пограничников Кыргызстана без ссылок на официальные заявления представителей власти, и в свете игнорирования узбекской стороной инициируемых Бишкеком переговоров по процессу делимитации и демаркации границы, отказа Ташкента от подписания протокола о неприменении оружия, а также недавних инцидентов на таджикско-узбекской и кыргызско-узбекской границе, весьма вероятным представляется, что инициаторами конфликта выступили пограничники Узбекистана.

Между тем, напряженность отношений между Ташкентом и Бишкеком проявляется не только в области пограничных проблем. Вторая декада месяца была отмечена кратковременным перебоем в поставках газа из Узбекистана в Кыргызстан в связи с небольшой задолженностью последнего. Примечательно, что за неделю до этого премьер-министр РФ Д. Медведев подписал распоряжение, утверждающее проект межправительственного соглашения о передаче ОАО «Кыргызгаз» российскому «Газпрому». В этих условиях представляется, что перебой в поставках газа можно рассматривать как реакцию Узбекистана на усиление экономического присутствия России в Кыргызстане и демонстрацию его жесткой позиции в отношениях с новым предприятием.

Вместе с тем, односторонние действия Узбекистана, оправдываемые им внутренним законодательством, резко коррелирует с его апелляцией к необходимости проведения международной экспертизы строительства Кыргызстаном и Таджикистаном крупных гидроэнергетических объектов, о которой представительство республики при ООН заявило на брифинге «Перспективы региональной безопасности и устойчивого развития в Центральной Азии: взгляд из Узбекистана» в Мерси-колледже в Нью-Йорке. Данный факт дает основания предполагать, что Ташкент стремится сыграть на разногласиях между Москвой и Вашингтоном по складывающемуся разделу зон влияния в регионе. 

США, в свою очередь, оказывая гуманитарную помощь Узбекистану (передача более 112 тонн гуманитарного груза по линии USAID), тем не менее, указывают на необходимость изменения ситуации в сфере прав человека, где основными требованиями, озвученными в ходе визита заместителя помощника Госсекретаря США по вопросам демократии, прав человека и труда Дж. Зиммерман, являются упрощение условий регистрации религиозных организаций, разрешение представителям Красного Креста проводить мониторинг условий содержания заключенных, а также отказ от практики принудительного труда на хлопковых полях. В настоящее время данные требования не носят категорический характер. Однако, учитывая тот факт, что сначала требования улучшения ситуации с правами человека звучали от неправительственных и международных организаций, а в настоящее время их озвучивают уже официальные представители Государственного Департамента, можно сделать вывод о дальнейшем давлении Вашингтона на Ташкент, которому все сложней будет этому противостоять. Во-первых, демонстративный выход из ОДКБ и ЕврАзЭС вызвал негативную реакцию участников этих организаций, и России, которая стремится восстановить зону своего традиционного влияния через формирование интеграционных объединений, придется учитывать их мнение, в случае если Узбекистан решит вернуться в эти объединения. Развитие же отношений в двустороннем формате является очень сложным в аспекте существующих противоречий между центральноазиатскими республиками. Во-вторых, на территории республики расположено региональное представительство НАТО, а не отдельная американская база, и требование его закрытия в случае охлаждения отношений с Западом, чревато серьезными последствиями для республики на фоне перевооружения армии Узбекистана образцами вооружения и техники стран НАТО

Экономика.

Кроме того, США затягивают Узбекистан в экономическую зависимость. В конце июля стало известно, что США предоставили правительству Узбекистана список инвестиционных и коммерческих проектов на сумму около 4 млрд. долларов, а Всемирный банк выделил кредит в размере 275 млн. долларов. При этом, рейтинговые агентства (Standard&Poor’s, Fitch Rating’s) оценивают банковскую систему Узбекистана как стабильную, прогнозируют рост кредитования и уровня проникновения банковских услуг, не учитывая механизмы увеличения капитала банков (принудительно вводимая электронная система оборота денежных средств), высокий уровень безработицы и способность населения обеспечивать свои кредитные обязательства. Между тем, именно неспособность населения США оплачивать свои ипотечные кредитования привели ко второй волне мирового финансово-экономического кризиса. Положительные же оценки этих агентств платежеспособности Греции в 2009 г., противоречили последующему резкому снижению рейтинга страны и глубокому кризису, который усугубляет внешняя помощь, предоставляемая на условиях сокращения социальных обязательств государства. 

Однако, в экономике Узбекистана по-прежнему сильны позиции Китая, с которым Узбекистан в первой декаде июля подписал 75 соглашений о совместной реализации проектов в СИЗ «Джизак» на общую сумму в 400 млн. долларов. Представляется, что последующие и более значительные в финансовом отношении предложения США на фоне визита в Узбекистан в начале месяца вице-министра экономики, торговли и промышленности Японии, результатом которого стало подписание Японской национальной корпорацией нефти, газа и металлов (JOGMEC) и Навоийским горно-металлургическим комбинатом пятилетнего соглашения о совместной разведке урана в Узбекистане, вызваны стремлением постепенной переориентации внешнеэкономического вектора Узбекистана на себя при жесткой кредитной привязке. 

Вместе с тем, Ташкент отказывается развивать экономические связи с Душанбе, что чревато экономическими проблемами для последнего. Таджикистан сильно зависит от поставок природного газа из соседней республики, поскольку весь его объем потребляют завод «Таджикцемент» и государственная Таджикская алюминиевая компания, которая обеспечивает более 40% объемов экспорта Таджикистана. 

Однако экономически слабый Таджикистан является не единственной республикой, испытывающей на себе «своенравие» политико-экономического курса Ташкента. Разрекламированный рост торговли между Афганистаном и Узбекистаном на практике осуществляется в условиях коррупционных схем и постоянного диктата условий последним. С одной стороны, Узбекистан, включенный в проекты США и ЕС, вынужден наращивать сотрудничество с Афганистаном, с другой – не принимает его в качестве равноправного партнера, позиционируя себя новым геополитическим лидером нового формируемого Западом макро-региона, в котором Афганистан выступает разменной монетой в отношениях Запада и Узбекистана.

Внутренняя политика. 

В центре внутриполитической жизни Узбекистана стоят проблемы образования, в которых представители власти видят причины трудовой миграции. После резонансного выступления в июне 2013 г. И. Каримова, в ходе которого он выразил свое негативное отношение к мигрантам, стали подниматься проблемы посещаемости учебных заведений и трудоустройства выпускников. При этом ответственность за плачевное состояние дел в сфере образования генеральный прокурор возложил на местные власти и педагогов. Сразу же после заявления генпрокурора сотрудники хокимиятов стали проводить обходы домов местных жителей с целью выявления граждан, выевших на заработки за рубеж, среди которых большинство – студенты лицеев и колледжей, мотивируя это необходимостью их возвращения в Узбекистан. Однако вполне вероятно, что данные меры проводятся лишь для создания видимости проявляемой обеспокоенности государства судьбой своих граждан. Сведения же о гастарбайтерах вкупе с проведением дактилоскопической экспертизы при оформлении биометрических паспортов может быть использована как для создания видимости хорошей раскрываемости преступлений, так и для формирования новых коррупционных схем при выявлении нелегальных мигрантов. 

Прецеденты работы властей Узбекистана по принципу «для галочки» уже были. Так, инициированная Министерством финансов проверка деятельности Пенсионного фонда, вызванная несвоевременными выплатами пенсий и пособий ввиду отсутствия наличности в банках, в итоге, привела к увеличению установленных сроков выдачи пенсий и применению противоречивых мер по изъятию из оборота наличной денежной массы. Так, с 1 февраля в республике был введен запрет на наличный оборот иностранной валюты, однако с середины июля национальная авиакомпания Узбекистана стала осуществлять продажу билетов на рейсы в РФ за доллары США. При этом в авиакассах не были установлены терминалы для оплаты покупки билетов при помощи банковской карточки. В этой ситуации гражданам, в первую очередь трудовым мигрантам, которые в основном и пользуются услугами национальной авиакомпании в направлении России, придется покупать иностранную валюту на черном рынке, что является нарушением законодательства Республики Узбекистан. В результате государство в условиях многочисленных запретов и в попытке решить проблемы бюджетного дефицита само толкает граждан на нарушение им же созданных законов.

Еще одним важным нововведением властей Узбекистана стали новая школьная программа и изменения в Государственном образовательном стандарте высшего образования, в соответствии с которыми было введено обязательное обучение детей начальной школы иностранным языкам (английский, французский, немецкий) и требование к магистратам владения одним из иностранных языков для понимания сущности научно-исследовательских работ. В Ташкентской медицинской академии преподавателей обязали раз в неделю читать лекции на английском языке, а абитуриентов Ташкентского университета информационных технологий сдавать экзамен по английскому языку. Но наиболее значительные изменения произошли в Ташкентском государственном юридическом университете, где в соответствии с постановлением должна быть пересмотрена вся учебная программа и адаптирована к международным стандартам (модульная система обучения, увеличение учебной нагрузки по специальным правовым дисциплинам, увеличение объемов практических занятий и т.д.). 

В качестве причин таких кардинальных перемен можно обозначить усиление сотрудничества с ЕС, который в рамках своей стратегии нового партнерства со странами ЦА на 2007-2013 гг. в качестве приоритетных направлений своей деятельности определил сферу образования и верховенство права, выступающих механизмами мягкой силы по распространению своего влияния в регионе и Узбекистане, в частности. 

Подводя итог проведенному анализу наиболее важных событий в политико-экономической жизни Узбекистана за июль 2013 г., необходимо обозначить следующие моменты:

• двусторонние отношения Узбекистана с Кыргызстаном и Таджикистаном остаются напряженными. Узбекистан продолжает применять оружие в отношении нарушителей границ и проводить собственные расследования возникающих инцидентов, руководствуясь исключительно внутренним законодательством. В этих условиях представляется, что подписание Ташкентом каких-либо международных документов не будет являться гарантией их исполнения. Кроме того, Узбекистаном активно используются экономические рычаги давления на соседние республики: приостановка или полная остановка поставок газа;

• односторонние действия Узбекистана идут параллельно с его требованиями проведения международной экспертизы строительства гидроэнергетических сооружений Кыргызстаном и Таджикистаном на трансграничных реках. Следовательно, обязательства международных договоров республикой воспринимаются и соблюдаются только при условии, если они отвечают ее национальным интересам. При этом положительное решение данного вопроса может стать «платой» Запада за усиление своего присутствия в Узбекистане, поскольку именно к западным странам апеллирует Ташкент;

• страны Запада, в свою очередь, пытаются вовлечь Узбекистан в экономическую зависимость (гуманитарная помощь, кредиты, инвестиционные предложения). Однако в сравнении с предыдущей практикой по экономическому закабалению развивающихся стран в Узбекистане в полной мере используются механизмы банковской системы (в соответствии с данными международных рейтинговых агентств, банки республики входят в категорию стабильных, прогнозируется рост числа кредитов, однако не учитываются принудительные инструменты пополнения банковского капитала, 20% безработица и способность в этих условиях населения обеспечивать свои кредиты);

• экономическая зависимость усиливается реформированием системы образования и введением в качестве обязательных для изучения с первого класса иностранных языков, а также нарастающими требованиями изменения ситуации в сфере прав человека. В итоге, Узбекистан оказывается зажатым в «железных тисках» Запада, из которых становится все труднее высвободиться в условиях постепенного дистанциирования от Москвы: с одной стороны, военное присутствие Запада в республике по сравнению с началом 2000-х гг. более масштабное, с другой стороны, противоречивая экономическая политика Узбекистана создает благоприятные условия для саморазрушения и попадания в зависимость от стран Запада.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

10.08.2013 12:38

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Медет Чоканович Садыркулов

Садыркулов Медет Чоканович

Бывший руководитель Администрации президента КР

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
Свыше 1,38 млн

жителей Казахской ССР ушли на фронт во время Великой Отечественной войны

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Май 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31