Как известно, кыргызы долгое время жили на Енисее, на обширной территории, которая называется Минусинской котловиной. Если на Тянь-Шань значительная часть кыргызов перекочевала начиная с 15 века, а первые немногочисленные группы в горах Ала-Тоо появились уже после того, как старший сын Чынгысхана Джучи в 1207 году вторгся в пределы переживавшего кризис государственности кыргызского ханства и осуществил его аннексию, то первое упоминание об Енисейских кыргызах датируется 201 г. до н.э., а это значит большую часть своей истории, около 17 веков, кыргызы прожили в Сибири.
Это достаточно длительный период, за который кыргызы, несомненно, принимали активное участие в этнографических новообразованиях, как один из доминирующих по численности и наиболее древних народов. При этом вполне закономерным является то, что сам прото-кыргызский этнос, поначалу обладающий европеоидной внешностью, был подвержен трансформациям в результате ассимиляции им других немногочисленных этнических групп, родственных ему или не совсем. Многочисленные войны и кочевой образ жизни народов Западной Сибири и Центральной Азии в некоторой степени способствовал также смешению кыргызов с другими народами. Процесс интеграции и взаимопроникновения народов был свойственен для тех времен.
Так, народы Алтая: алтай-кижи (киши), теленгиты, телеуты, шорцы а также хакасы считают, что в их этоногенезе важную и активную роль сыграли енисейские кыргызы. Собственно, их языки относятся к кыргызско-енисейской группе восточных тюркских языков. Но надо признать, что они в силу разных причин имеют существенные отличия от современного кыргызского языка, но, по мнению ученых, сохранили тесную близость к языку енисейских кыргызов.
Сегодня мы поговорим о тесном родстве кыргызов с хакасами и алтайскими народами: алтай-кижи (киши), шорцами, теленгитами и телеутами.
Сами хакасы себя называют хонгорай, а этноним «хакас» восходит к китайскому названию кыргызов (кяргаз, хягас) в период Танской династии. В первые годы советской власти этот заимствованный у китайских источников этноним «хакас» утвердился для обозначения республики Хакасия и ее коренных жителей. Вот такая неслучайная случайность. Таким образом, получается, сегодня есть два народа, носящих этноним «кыргыз» в разных транскрипциях: это — мы и енисейские хакасы.
Кыргызы были ведущим компонентом в сложении хакасов как народа, ассимилировав более мелкие самодийские и кетские народы. Кстати два слова о кетах. Учеными доказана принадлежность языка обширной северо-американской индейской этногруппы «на дене» к группе так называемых енисейских языков, среди которых единственным не вымершим является кетский (не путать енисейские языки с тюркскими языками алтайской семьи). Кеты по сей день живут на берегу Енисея (Красноярский край) и их численность составляет около 2000 человек. Получается, кеты являются живым свидетельством того, что североамериканские индейцы «на дене» берут свое происхождение от Енисея. Конечно, ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что предки индейцев обеих Америк перешли туда из Сибири через когда-то объединявший Северную Америку и Евразию Берингов перешеек (ныне континенты отделяет Берингов пролив). Но это было до исчезновения Берингова перешейка 12 тыс. лет назад, т.е. в промежутке от 70 тыс. до 12 тыс. лет назад.
А как же объяснить утверждение ученых о том, что группа индейцев «на дене» перекочевала из Сибири всего в 5 тысячелетии до н.э.? Неужели у предков современных кетов и индейцев «на дене» к 5 тыс. до н.э. уже были плавательные суда для пересечения 80 километрового Берингова пролива? Учитывая, что они жили на берегах довольно полноводного среднего Енисея, думаю, вполне уместно допустить такую вероятность. Вы, наверное, спросите, для чего я круто свернул от темы этногенеза хакасов к кетам. Дело в том, что, знакомясь с аринским языком, также принадлежащим к енисейским языкам и являющимся родственным с кетским, я обнаружил, что река у них обозначалась словом «сат», а крупная река – «коль», что созвучно с нашими «сай» (река) и көл (озеро).
И тут я подошел к главному. Если допустить, что кетский и родственный ему вымерший аринский языки — такие же близкие языки как, скажем, кыргызский и казахский, то не исключено, что североамериканские индейцы «на дене» и современные кыргызы используют почти одни и те же слова для обозначения гидронимов. Я обнаружил также и другой примечательный факт. Одним из индейских народов группы «на дене» являются тлингиты. Как я уже отмечал выше, на Алтае живут близкородственные к кыргызам теленгиты и телеуты. Носителем этого корня среди современных кыргызов является племя төөлөс (дөөлөс), у казахов — род толенгут. Уверен, этот корень встречается у многих других тюркских народов. Рассматривая фото индейцев-тлингитов и алтайцев-теленгитов, я обнаружил поразительное внешнее сходство.
Однако я не претендую на научное открытие и понимаю, что это отдельная глубокая тема, которая заслуживает комплексного и системного исследования. К тому же эти открытия могут оказаться простым совпадением. Поэтому я лучше вернусь к кыргызам, ассимилировавшим кетов и самодийцев на пути к формированию нового этноса «хонгорай» (хакасы). А это в упрощенном виде было так.
С 15 века, со времени начала подъема джунгаров (ойратов), енисейские кыргызы оказались объектом их перманентной экспансионистской политики, и это определило конфигурацию последующих миграционных процессов. Начался массовый исход кыргызов с Енисея преимущественно на юг (Тянь-Шань, Ферганская долина), запад (современная Башкирия, ныне крупный род «кыргыз» в составе башкиров) и на юго-запад — в Крым и Причерноморье: кыргызское племя «ногай» (ныне живут в Дагестане как отдельный этнос и как племя в составе турков, каракалпаков, современных кыргызов, казахов и узбеков). О сложной и интересной истории ногайцев и о роде «кыргыз» башкирского народа напишу в следующих статьях.
Итак, постоянные набеги джунгар разделили дальнейшие пути развития кыргызов, оставшихся на Енисее, и кыргызов современных тян-шанских. Правда, и те и другие испытали воздействие монголо-джунгарских племен, но в неравной степени. Не будет преувеличением сказать, что тян-шанские кыргызы абсорбировали в своем составе существенно больше монгольских племен, нежели енисейские. Более 6 веков отдельного существования с одной стороны, енисейских кыргызов, ставших народообразующим компонентом в формировании хакасов, алтай-кижи, шорцев, теленгитов, телеутов, и с другой стороны – тян-шанских кыргызов — определили возникновение различий в языке, культуре, вероисповедании, традициях и обычаях. Отчасти, это объясняется тем, что в Центральной Азии кыргызы ассимилировали уже проживавших здесь кара-киданей, потомков тем самых киданей, которые, не имея никакого отношения к китайцам, стали причиной того, что китайцев русские первопроходцы ошибочно назвали в их честь.
В это же время немногочисленные остатки енисейских кыргызов активно смешивались с другими лесными и степными народами Южной Сибири. Радлов об этом писал так: «Когда кыргызы в главной массе покинули абаканские и енисейские степи, очень немногие родовые группы остались на прежних местах. Но обширные степные пространства только короткое время оставались без населения: сюда двинулись со всех сторон обитавшие в соседних тайгах племена, привлекаемые плодоносными равнинами. С юга в низкую долину Абакана потянулись бельтиры, с юго-востока — кайбалы и маторы, с северо-запада – арины».
Похожую историю этногенеза имеют шорцы, чулымцы, алтай-кижи, теленгиты и телеуты. Собственно, другим названием алтайских теленгитов является тёлёс, что абсолютно идентично названию современного кыргызского племени төөлөс из ичкиликов. Т.е. часть народов теле осталась на Алтае, в верховьях Енисея, часть — откочевала в Среднюю Азию и оказалась в составе других народов. Языки телеутов, алтайцев и теленгитов относятся к кыргызско-кыпчакским языкам, а шорцев и чулымцев — к мурасской (кыргызо-хакасской) группе языков. Мрас-су — это крупная река, на берегах которой жили и до сих пор живут шорцы. Я это слово понимаю как «Мурас-суу» от слов мурас — наследие и суу — река.
До сих пор в Хакасии древние оросительные каналы называются «хыргыс аргылары» — кыргызские арыки, старинные нивы – «хыргыс тарлалары» — кыргыз талаалары, а средневековые погребения – «хыргыс сёёктер» — кыргызские могилы. В хакасско-русском этнографическом словаре известного хакасского ученого из рода «кыргыз» В.Бутанаева я нашел такую фразу: «Хыргыстар ак сёёк боладыр» — и перевод: «Кыргызы были аристократичным народом», а также «Хыргыстын тогыз миң тоолы хоорай чоны» — кыргызский девятитысячный народ горного Хоорая, «Хыргыстын хыргычы» — кыргызская резня, «Парыс пиг» — Барс бек и многое другое. У хакасов и алтайцев широко распространен эпос Алып-Манаш или Богатырь Манаш (алып и на кыргызском означает — богатырь). Это говорит о том, что наш эпос Манас начал зарождаться на Енисее и сохранился также у алтайцев и хакасов.
В свете последних событий в Кыргызстане актуальность приобрели такие слова как кошуун (дружина) и курултай. В Хакасии и на Алтае для решения важных общественных дел созывался большой съезд наподобие курултая – «чыын», по-кыргызски – «жыйын». Я решил это отметить для того, чтобы опровергнуть ошибочное мнение о том, что слово курултай возникло из двух кыргызских слов «куру» — собирать и «той». На самом деле слово «курултай» пришло в наш язык из монгольского «хурал» — собрание. Так называется и парламент Монголии. Хакасское слово «хошуун» обозначает дружину, служившую при княжеской власти. Также очень хочется отметить два хакасских слова, заимствованных русским языком. Это «ызырга» — в русском — серьга. Мое наблюдение позволяет предположить так же, что именно от слова «ызырга» происходит видимое на вывесках ювелирных центров Бишкека кыргызское слово «зергер» — ювелир. А второе слово – «түрмө» — от слова «түрүү» — складывать. Так называется у хакасов решетчатый каркас юрты, известный у кыргызов, как «кереге». Это хакасское слово в русском языке стало означать тюрьму по аналогии с решетчатыми стенками, напоминающими решетчатую клетку.
Подобных примеров можно привести множество, но наиболее красноречивым свидетельством родства кыргызов с сибирскими народами, пожалуй, останется научное исследование известного историка Н.Н.Козьмина, установившего путем анализа родоплеменного состава тесные генетические связи между хакасами, шорцами, теленгитами, алтай-кижи и кыргызами. В то же время, на мой взгляд, совершенно неверно проводить сравнение генеалогий этих народов по санжыре, поскольку отсчет санжыра идет от предводителя кыргызов Тагай бия (Мухаммед кыргыза), жившего в 16 веке. А общая история у кыргызов, казахов, шорцев, телеутов, теленгитов, хакасов, алтай-кижи и чулымцев прослеживается как раз до 15-16 вв.
Сегодня численность алтайцев составляет всего 80 тысяч, хакасов — 75 тысяч, шорцев-15 тысяч, теленгитов и телеутов — по 3 тысячи, но эти немногочисленные народы сохранили нашу богатую дотяншанскую историю, культуру и фольклор и придают архиважное значение родству с современными кыргызами.
Отрадно осозновать, что этноним «хакас», являвшийся китайским произношением слова «кыргыз» в эпоху династии Тан, на сегодня служит объединяющим этнонимом для малочисленного народа Хакасии, делящегося на четыре субэтноса, и способствует их национально-культурному возрождению.
Правила комментирования
comments powered by Disqus