Несмотря на то, что и раньше были тяжелые времена, справедливо сказать, что ни один туркменский президент никогда не был в таком трудном положении, как Гурбангулы Бердымухамедов сейчас.
Итак, по общему признанию, было только два президента Туркменистана, но первый, Сапармурат Ниязов, конечно, никогда не сталкивался с серьезными проблемами, которые предстали сейчас перед Бердымухамедовым.
Бердымухаммедов и его правительство отреагировали на недавние кризисы в Туркменистане шокирующе неумело и репутация авторитарного лидера, как и прежде, пострадала из-за бездействия.
Глобальный взгляд
До появления пандемического коронавируса многие люди мало что слышали о Туркменистане, кроме, возможно, краткого упоминания в эпизоде «Симпсоны» или в ночном ток-шоу комика Стивена Колберта.
И из этих выступлений люди могут вспомнить, что в стране довольно тупой президент, с выходками Бердымухаммедова на государственном телевидении, начиная от демонстраций в стиле Рэмбо, демонстрирующего боевые навыки и поездки по бездорожью в туркменской пустыне, до предполагаемого мастерства игры на музыкальных инструментах с внуком и многочисленные попытки преуспеть в разных видах спорта.
Но на этом все и заканчивается.
Фрагменты программы Колберта и аналогичное шоу Джона Оливера напоминают людям, что Бердымухаммедов управляет одним из самых репрессивных правительств в мире.
Но сейчас Туркменистан отличился по-новому.
Это одна из единственных стран в мире, которая остается свободной от коронавируса, по крайней мере, по данным правительства Бердымухаммедова.
Такое требование заставляет многих задуматься о том, как страна граничит с Ираном (более 230 000 случаев коронавируса на 3 июля), Казахстаном (около 44 000 случаев заражения), Узбекистаном (где было около 9 200 случаев) и Афганистаном (более 32 000 случаев инфекции) способен сохранить себя без вирусов.
Любое стремление получить больше сведений о Туркменистане должно неизменно приводить к многочисленным сообщениям международных правозащитных организаций или ученых и журналистов, которые рисуют мрачный портрет правительства.
Таким образом, возросшая международная известность означает, что сегодня Бердымухаммедов, вероятно, гораздо лучше известен, чем несколько месяцев назад как деспот, который нарушил права туркмен, большинство из которых лишены всех основных свобод.
Его, несомненно, также считают авторитарным правителем, который легкомысленно тратит огромные суммы денег на ненужные проекты, в то же время в целом игнорируя ухудшающийся уровень жизни своих граждан.
К этому следует добавить грубую уловку, которую он предпринимает для международного сообщества, настаивая на том, что в его стране нет коронавируса, хотя на самом деле появляется все больше свидетельств того, что ситуация выходит из-под контроля.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) пытается направить делегацию в Туркменистан уже более двух месяцев для проверки этого предполагаемого медицинского чуда, происходящего в пустынной стране, где проживает около 6 миллионов человек.
Но туркменские официальные лица сделали предварительный прогноз, и до сих пор неясно, когда именно приедет делегация ВОЗ, хотя 6 июля - последняя предварительная дата.
Для тех, кто наблюдал за Туркменистаном в течение многих лет, ответ очевиден. Правительство неискренне относится к коронавирусу в своей стране и делает все возможное, чтобы очистить места потенциального посещения делегации ВОЗ от любых следов вируса и тех, кто заразился им.
У туркменского правительства есть еще одна проблема с визитом ВОЗ. Единственный аэропорт, который принимает международные рейсы вскоре после начала глобальной пандемии, - это восточный город Туркменабат в провинции Лебап.
Там же находится главный карантинный лагерь для прибывающих в страну.
Таким образом, делегация ВОЗ, по-видимому, вылетит туда и будет находиться именно в одном из мест, которые она хотела бы посетить.
Но эта область - и соседняя провинция Мари - понесли существенный ущерб от сильных ветров и проливных дождей в конце апреля и начале мая. Реакция туркменского правительства на катастрофу заключалась в том, чтобы практически ничего не делать. О разрушениях даже не сообщили в контролируемых государством новостях.
Поэтому и лагерь, и город - по крайней мере, район вокруг аэропорта и маршрут к лагерю - должны быть отремонтированы и приведены в порядок перед любыми визитами ВОЗ.
Правительство Туркменистана и государственные СМИ не могут говорить не только о стихийном бедствии в Лебапе и Мары, но и туркменах за пределами страны.
В начале мая два молодых туркмена стояли возле посольства Туркменистана в Вашингтоне с плакатами с соболезнованиями жертвам шторма в Лебапе и Мары.
11 мая небольшая группа туркмен на Северном Кипре собралась публично, чтобы потребовать от правительства оказания помощи жертвам штормов.
А 20 мая на Северном Кипре был еще один такой митинг, на этот раз группа требовала отставки Бердымухаммедова, акция повторилась 14 июня.
В Турции около 20 человек провели демонстрацию возле туркменского консульства в Стамбуле 15 мая, а 26 июня в Стамбуле была еще одна демонстрация против Бердымухаммедова.
То же самое произошло 29 мая, когда семь человек протестовали против Бердымухаммедова и его правительства за пределами ООН в Нью-Йорке. Менее чем через две недели другая группа выступила против туркменского лидера в США в городе Питтсбург, а 28 июня - накануне дня рождения Бердымухаммедова - прошли демонстрации у посольства Туркменистана в Вашингтоне и у здания ООН в Нью-Йорке.
Число демонстрантов никогда не было большим, но всегда шумным и, как свидетельствуют количество митингов, довольно постоянными.
24 июня Eurasianet.org опубликовал статью двух высокопоставленных чиновников (Гейл Манчин и Гари Бауэр) из США. Комиссия по международной религиозной свободе, которая подробно описала злоупотребления, совершенные правительством Бердымухаммедова на протяжении многих лет, сказала: «Поддержка нелепого диктатора, попирающего основные права его народа, не отвечает интересам Соединенных Штатов».
Посол США в ОБСЕ заявил 4 июня, что «осуществление прав человека и основных свобод строго ограничено в Туркменистане» и «Соединенные Штаты по-прежнему обеспокоены судьбой многих узников совести в Туркменистане, которым до сих пор не разрешены общаться с внешним миром в течение многих лет. "
Народный гнев
Но, конечно, граждане Туркменистана знают реальность жизни в своей стране лучше, чем кто-либо другой.
С момента обретения независимости в 1991 году в Туркменистане не было зарегистрировано ни одного независимого средства массовой информации или независимой политической партии.
Граждане не имеют права голоса в политике, а критики правительства заключены в тюрьму, а иногда просто исчезают в заключении.
За последние пять лет экономика страны рухнула, поскольку мировая цена на основной экспорт Туркменистана - природный газ - резко упала, и страна потеряла двух из трех своих потребителей газа (хотя один, Россия, возобновил закупку скромных объемов туркменского газа в 2019 по сообщениям по низкой цене 76 долларов за 1000 кубометров).
Что еще хуже, сейчас в Туркменистане ощущается нехватка даже самых основных продуктов, таких как мука, растительное масло и сахар.
Даже наличные в дефиците. Цены на товары на базарах за последние годы удвоились или утроились, и некоторые люди были вынуждены продавать свое имущество, чтобы иметь деньги на еду и оплачивать счета.
В столице страны, Ашхабаде, есть люди, которые борются и, по сообщениям, умирают за куски еды и другие отходы в мусорных баках.
Ущерб, нанесенный сильными ветрами и дождями в провинциях Лебап и Мари в апреле и мае, а также неспособность правительства отреагировать на эти стихийные бедствия, вызвали самую большую внутреннюю демонстрацию недовольства населения после обретения Туркменистаном независимости.
И это произошло после небольших протестов в апреле по поводу нехватки продовольствия, в стране, где протесты не проводились в течение десятилетий.
Дополнительное беспокойство по поводу того, что правительство отрицает наличие коронавируса, в то время как растущее число респираторных заболеваний и карантины в медицинских учреждениях, также способствовало возникновения внутренней оппозиции правительству.
Доказательство этому произошло стало 8 июня, когда веб-сайт Fergana.ru сообщил, о размещении в Facebook Какамурадом Хадыровым информации о создании нового движения «Демократический выбор Туркменистана».
По словам Хыдырова, целью его движения было освобождение Туркменистана от «диктатуры Бердымухаммедова».
Неясно, какую поддержку группа Хыдырова оказывает, хотя интересно, что несмотря на то, что движение является новым, Хыдыров говорит, что у него были группы сторонников в каждой из областей и районов Туркменистана.
В Туркменистане, конечно, много людей, которые выступают против правительства.
25 июня Turkmen.news опубликовал фотографии, сделанные в общественном транспорте в Туркменистане людей, державших листовки с фотографией Бердымухаммедова и туркменскими надписями «Убирайся!» и «Вор».
Ответственные за фотографии сказали, что такие листовки оставляли в автобусах и трамваях, у подъездов многоквартирных домов и во дворах зданий в «Ашхабаде и других городах».
В отчете не говорилось, сколько людей было вовлечено в действия этой «инициативной группы граждан» или листовок распространили в автобусах, квартирах и площадях.
Но протесты внутри и за пределами Туркменистана могли напугать туркменское правительство.
Turkmen.news сообщило 27 июня, что полиция и силы безопасности вокруг Туркменистана присутствовали в большем количестве, чем обычно, в дни, предшествующие дню рождения президента Бердымухаммедова 29 июня.
Дискредитирован на международном уровне и внутри страны
Ничто из этого не говорит о том, что дни Бердымухаммедова на посту президента Туркменистана сочтены.
Уже отмечалось, что за пределами Туркменистана существуют влиятельные партии, которые заинтересованы в том, чтобы Бердымухаммедов остался у власти.
Но, похоже, никто не верит странному утверждению правительства о том, что в стране не было ни одного случая коронавируса, и многие годами будут помнить о постоянных утверждениях государства, несмотря на все больше доказательств обратного, что Туркменистан уникален в сохранении от вирусов, когда страны с гораздо лучшими системами здравоохранения ежедневно насчитывают тысячи новых случаев.
И многие узнали достаточно о Туркменистане, чтобы понять, что это не первый случай, когда туркменские чиновники и Бердымухаммедов не правдивы в отношении ситуации в стране.
Трудно представить, что иностранные инвесторы будут готовы вкладывать деньги в страну, где у руководства такая сомнительная репутация или что другие правительства смогут считать Туркменистан своим другом или партнером.
Граждане Туркменистана, которые годами наблюдали за тем, как правительство отрицало их бедность или голод, теперь могут добавить, что правительство также отрицало, что они больны и не смогли даже обратиться за международной помощью, что, несомненно, могло бы произойти, чтобы помочь им, когда медицинская система страны была настолько перегружена.
Правила комментирования
comments powered by Disqus