В Кыргызстане осудили бывшего президента страны Алмазбека Атамбаева.
Пока вокруг бушует пандемия, в Кыргызстане вновь жарко от политических баталий. Осуждение на длительный срок Алмазбека Атамбаева создаёт новую конфигурацию сил перед выборами в Жогорку Кенеш, намеченными на 4 октября этого года. Разумеется, коронавирус не обошёл стороной и наших соседей. Возможно, поэтому беспрецедентный случай возбуждения следствия, ареста и теперь уже осуждения бывшего главы государства остаётся в тени борьбы с COVID-19. Куда больше жителей страны волнует сегодня, как жить дальше.
И всё жё осень в республике обещает быть горячей порой по многим причинам. Многое зависит от того, кто же станет депутатами парламента. Сможет ли президент Сооронбай Жээнбеков и дальше укрепить свои позиции. А это возможно только в том случае, если в Жогорку Кенеш окажется большинство его сторонников. На сегодня формально г-н Жээнбеков является беспартийным (напомню, что не так давно он являлся членом СДПК, об этом чуть позже). По существующему законодательству в стране действует пропорциональная система выборов в высший законодательный орган.
По итогам выборов одна политическая партия может получить 65 мандатов. На сегодня самое большое представительство в Жогорку Кенеш имеет Социал-демократическая партия Кыргызстана (СДПК), которую в 1993 году основал Алмазбек Атамбаев. Фракция СДПК включает в себя 38 человек. Однако нынешней весной после того, как стало известно, что бывшему президенту страны не избежать тюремного срока, в партии стали происходить распри, которые привели к размежеванию партийцев и выходу из СДПК знаковых фигур.
Формальным поводом для раскола послужило недовольство тем, что якобы сыновья экс-президента поторопились заявить свои права на лидерство в партии. Сейчас дети Атамбаева – Сеид и Кадырбек - вместе с Ириной Карамушкиной (одним из самых последовательных сторонников осужденного экс-главы государства) и Темирланом Султанбековым создали свою партию, назвав её «Социал-демократы Кыргызстана». Сразу после создания новой партии было объявлено об её участии в парламентских выборах.
Однако претензии на депутатские мандаты имеют и другие политические партии, а их, по данным 2016 года, в Кыргызстане насчитывалось более 220. Конечно, не все они многочисленны и обладают разветвлённой сетью филиалов, людскими и финансовыми ресурсами. Именно поэтому некоторые кыргызские аналитики говорят о том, что президент Жээнбеков сумеет получить большинство мандатов. Сейчас один из его родственников спешно формирует свою партию, которая, вероятно, и станет победителем парламентских выборов.
Но Кыргызстан – страна со своим колоритом, в которой невозможно предугадать последствия того или иного шага. Подкуп и запугивание избирателей – один из методов, используемых всеми без исключения партиями. В то же время многое зависит от того, какое число своих сторонников смогут вывести лидеры партий на площадь Ала-Тоо в Бишкеке и собрать на митинги в других городах. Особенность страны состоит в том, что, в отличие от Казахстана или России, здесь лидеров политических партий поддерживают многочисленные родственники и земляки, а потому число митингующих может варьироваться.
К тому же родственникам и землякам много платить не надо. Вот поэтому, какой окажется осень, сегодня говорить невозможно. Понятно, что политические партии представляют собой пёстрый лоскут, который невозможно ранжировать по таким признакам, как прозападные или пророссийские. Всё будет зависеть оттого, насколько убедительно проведут предвыборную кампанию сами политические партии.
Сегодня в кыргызских СМИ можно встретить заявления о том, что выборы в Жогорку Кенеш могут перенести на следующий год из-за карантина вследствие коронавируса. В этом случае ситуация ещё больше осложнится.
Приговор Алмазбеку Атамбаеву вынесли 23 июня. И ещё, вероятно, не все осмыслили, чем это обернётся для страны. Экс-президент получил 11 лет и 2 месяца лишения свободы по обвинению в коррупции. Однако есть ещё убийство, захват заложников и организация массовых беспорядков, по которым также придётся отвечать.
Большинство политологов Кыргызстана сходятся в том, что Атамбаев потерял популярность, ещё в бытность президентом страны. Вероятно, они правы. И большую роль в утрате авторитета, очевидно, сыграли личностные качества Алмазбека Атамбаева. Автор этих строк может судить по личным наблюдениям. Довелось наблюдать многих кыргызских политиков во время «тюльпановой революции» 2005 года и событий 2010 года. Некоторые из них, как и г-н Атамбаев, производят не самое хорошее впечатление, прежде всего, из-за того, как общаются со своими же сторонниками.
Алмазбек Атамбаев стал президентом 1 декабря 2011 года и оставался им до 2017 года. За время своего правления он нередко делал противоречивые заявления. Например, поднимал вопрос об американской военной базе в аэропорту Манас и в 2014 году добился закрытия базы, то говорил о том, что в США нет демократии. Вместе с тем не «дружил» он особо и с Казахстаном, и Россией. Возможно, этим объясняется то, что ни президент Путин, ни Елбасы Назарбаев не стали поддерживать Атамбаева, когда его преемник открыл уголовное преследование своего предшественника. Хотя Курманбеку Бакиеву, по свидетельству некоторых политологов, именно вышеназванные президенты помогли выехать в Минск.
Однако вернёмся к приговору в отношении Алмазбека Атамбаева. Удивительно, но суд над бывшим главой государства состоялся при содействии действующего президента страны. А ведь ещё пару лет назад они были соратниками, состояли в СДПК. И собственно, это сам Атамбаев поддержал кандидатуру Сооронбая Жээнбекова на президентских выборах 2017 года. А ведь мог обнулить сроки и вновь пойти на выборы. Вместо этого он призвал граждан голосовать за Жээнбекова. Тот ответил тем, что начал снимать с должностей чиновников, назначенных Атамбаевым. Затем подписал изменения в закон о гарантиях деятельности президента. Эти поправками снималась неприкосновенность экс-президента.
И теперь создан прецедент, когда впервые на постсоветском пространстве бывшего главу государства осудили, да ещё на такой длительный срок с конфискацией имущества.
Можно, конечно, вспомнить в этой связи Туркмению, где после смерти Сапармурада Ниязова пришедший ему на смену Гурбангулы Бердымухамедов, бывший и личным врачом, и наперсником Ниязова, распорядился убрать золотую статую своего предшественника, выкинуть из библиотек Рух наме и т.д.
Но Туркменистан от нас далеко. Информационно он практически закрыт, а Кыргызстан рядом и то, что там происходит, не может нас не волновать. Суд над Атамбаевым, безусловно, должен стать уроком для всех. Особенно руководителей всех уровней. Хорошо бы им запомнить слова Линкольна, что плутовство и лесть – кровные родичи. Иначе говоря, тот, кто льстит тебе сегодня, завтра первый же тебя предаст.
Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram
Правила комментирования