«Кадры решают все!» — сказал один из прошлых советских лидеров. Правда, он не сказал, откуда их надо брать.
Поэтому уже другой, бровастый советский лидер предложил воспитывать кадры, так сказать, выращивать их на поле непримиримой идеологической борьбы.
Видимо, их вырастили так много, что было предложено создавать резерв кадров. И как апогей – расстановка кадров! Это на случай быстрой замены, если меня повысят или пнут с должности. Конечно, первый вариант был предпочтительнее…
Смею утверждать, что благодаря этой системе подбора, воспитания и расстановки кадров на голом месте в Советском Союзе были построены тысячи заводов, собирались миллионные урожаи, побежден фашизм, освоен космос, дальше продолжайте сами…
Самое интересное и парадоксальное, что у этих руководящих кадров не было личного интереса в развитии порученного дела. Повторяю – личного! Может, поэтому они ничего не боялись и принимали смелые решения.
…В 1972 году молодого сотрудника детской газеты Даниила Исламовича Абдуллаева спросили, не хочет ли он попробовать построить с нуля пионерский лагерь. То, что он ввязался в безнадежное дело, я понял, когда Даниил, сев за руль грузовика, привез меня в поселок Сайлык за Горбатым мостом. Машина остановилась посередине огромной раскаленной пустоши, мы вышли и Даниил картинно развел руками:
— Через два года здесь будет самый лучший детский лагерь в Узбекистане!
Было очень жарко и я подумал, что Даниил Исламович сильно перегрелся на июльском солнцепеке…
Я уехал служить в армию, а когда вернулся, он снова повез меня в Сайлык, где уже были возведены корпуса и отдыхали первые смены детей. Потом территория лагеря была втрое увеличена, построены новые здания, коммуникации, создана новая инфраструктура… И к началу 21 века это уже был не только самый лучший, как обещал Даниил Исламович, детский лагерь, а самый мощный и современный государственный круглогодичный оздоровительный комплекс в Узбекистане. Ему не раз предлагали весомые и авторитетные должности, но он уже сам понимал, что отсюда уйдет только в одном случае… Так и произошло в конце 2015 года…
Но до сих пор десятки тысяч уже давно повзрослевших детей помнят Даниила Абдуллаева как доброго и сердечного воспитателя. Но он не всегда был белым и пушистым, потому что сотни строителей, проектировщиков ёжатся, вспоминая его жесткий характер. А сколько министров и прочего начальства, не желая связываться с его колючим нравом, получали путевки в его оздоровительный комплекс строго по списку в общем отделе Кабмина. Странным человеком был Даниил Исламович…
Еще более «странным» был другой руководящий кадр из той же эпохи — генеральный директор производственного объединения «Средазэлектроаппарат» Абдуманоп Абдураимович Алимбаев. Он мог позвонить в час ночи и с детской непосредственностью похвастаться, что его объединение первым республике купило для своих рабочих компьютерный томограф. Или попросить привезти главных редакторов к нему в Дом культуры на премьеру Вильяма нашего Шекспира, где он сам исполнял роль Гамлета.
О самом, четко работающем объединении «Средазэлектроаппарат» с многотысячным коллективом, он рассказывал неохотно, считая это заслугой предыдущих директоров. А ведь он принял этот производственный объект на стыке советской эпохи с началом независимости, когда приходилось оперативно решать самые неожиданные задачи по сохранению «Средазэлектроаппарата».
… Обычно, о личностях пишут, мол, начинал грузчиком или, на худой конец электриком. Ислам Шамурадович Шагулямов начал наборщиком в цехе, который потом, через десятилетия станет частью огромного полиграфического комплекса, который и создаст, и возглавит этот самый юный наборщик Ислам Шагулямов. Он был жестким, но в то же время тайком писал юмористические рассказы, посмеивался над рабочими, но и сам улыбался, когда они подкалывали его… Он справедливо распределял квартиры и машины – сейчас это выглядит удивительным. Ислам-ака по именам знал практически всех рабочих, но не потому что это выглядело демократично, а потому, что каждый рабочий у него был профессионал…
В перестройку его сняли, потому что боролись с коммунистами, а в начале независимости многотысячный коллектив единогласно избрал его гендиректором полиграфического концерна «Шарк».
Тут еще можно вспомнить и Николая Ивановича Кучерского — генерального директора Навоийского горно-металлургического комбината, когда в 90-е только в Навои бесперебойно был свет, горячая и холодная вода!
Или легендарный Виктор Николаевич Сивец – генеральный директор ТАПОиЧ, с аэродрома которого взлетали настоящие и большие самолеты. Недаром с него пошло выражение «Сивецкая власть»…
«Да пребудут в целости,
Хмуры и усталы
Делатели ценности —
Профессионалы»
Все эти люди ушли в историю, и их место там. А здесь остались те, кто, сидя в чиновничьих кабинетах, не может определиться, как правильно лечить коронавирус, точно подсчитать необходимое количество машин скорой помощи, отказаться от соблазна присвоить пару сотен миллионов от иностранной помощи, не советовать читать стихов на базаре, отвечать на вопросы журналистов, не понимая смысла вопроса. Продолжать можно долго…
Недомастера, околоспецы, полуинтеллигенты – худшая категория людей на белом свете, как характеризовал их один из самых читаемых журналистов советской эпохи. От одного берега отбились, к другому не прибились. И не плавают, и не тонут.
А может, снова вспомнить о том, что «кадры решают все»…
Правила комментирования
comments powered by Disqus