Пандемия коронавируса обнажила проблемы национальных систем здравоохранения по всему миру. Никто и нигде, как оказалось, не был готов к массовым заражениям. Даже самые продвинутые системы здравоохранения развитых стран оказались на грани катастрофы. По ряду причин не исключением стал и Казахстан.
Как отмечал президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев: «К сожалению, из-за массового несоблюдения карантинных мер, системных ошибок бывшего руководства Минздрава, нерасторопности акимов мы имеем дело фактически со второй волной коронавируса вкупе с резким ростом заболевания пневмонией». По данным на 28 июля, в Казахстане общее число официально зарегистрированных случаев коронавируса достигло 84 648.
Однако речь сегодня пойдет о другой стороне пандемии коронавируса, – инфодемии и ее главных инструментах – фейковых новостях. Нет ничего удивительного в том, что на фоне любой глобальной беды возникает большое количество всевозможных слухов, предположений, версий или гипотез, которые к реальности не имеют никакого отношения. Это нормально. Вся разница заключается в реакции общества на фейки. В случае Казахстана инфодемия сыграла немалую роль – конспирологические теории так активно распространялись в соцсетях, что об этом уже стали рассказывать англоязычной аудитории.
Чтобы наглядно продемонстрировать, как фейки влияют на людей, достаточно привести пример из реальной жизни. С недавних пор правительство Казахстана приняло решение: не госпитализировать людей с легкой формой коронавируса. Это моментально привело к вымыванию из розничной сети большого количества лекарств, которые, как правило, используются при лечении простуды, гриппа и пневмонии. Дефицит вызвал чуть ли не революцию в соцсетях, казахстанцы возмущались и обвиняли власти во всех грехах. Однако вина здесь лежит на обеих сторонах. Уполномоченные во власти еще до принятия решения не подумали о его последствиях, не подготовились. Люди, поверив россказням из Интернета и самостоятельно выявив у себя первые признаки заражения, помчались в аптеки опустошать прилавки.
Сам дефицит можно объяснить просто: ни дистрибьютор СК Фармация, ни розничная сеть в лице аптек не будут держать на складах огромные партии тех или иных препаратов – это невыгодно, и особого смысла нет.
Фейки в чистом виде
Весь февраль в соцсетях и мессенджере Whats App распространялась информация о якобы прошедшем экстренном заседании в правительстве РК по коронавирусной инфекции. В ней говорилось, что Минздрав не исключает распространения заразы в стране, запланировал отправку школьников и студентов на каникулы, отменил все общественные мероприятия, что будет производиться проверка общественного транспорта, а со 2 марта все госорганы переходят на строгий режим.
Следующий фейк датирован 22 марта, когда главный врач центральной больницы города Атакента Мактааральского района Туркестанской области сообщил об аудиозаписи, в которой говорилось, что из Кореи приехал «коронавирусный» гражданин.
Еще в период первого карантина социальные сети кишели сообщениями – коронавируса на самом деле нет, как нет и зараженных им, а медики предлагают деньги за положительный результат на COVID-19. Как правило, источником информации выступала мифическая «знакомая знакомой». Суммы назывались разные – от 100 до 300 тыс. тенге.
Все вышеперечисленные фейки официальными органами опровергались, однако реального результата опровержения не возымели.
Чтобы обрисовать дискурс в казахстанских сетях приведем три известные «новости-подделки».
Первый фейк о том, что умерших от COVID-19 в обязательном порядке необходимо хоронить в цинковых гробах.
Второй – фейковые видео о распылении на территории Казахстана вируса и биохимического оружия с помощью самолетов и вертолетов.
Третий фейк о том, что есть «новый план» министра здравоохранения Казахстана Алексея Цоя, в котором говорилось об объявлении во второй раз в стране Чрезвычайного положения, сокращении срока выхода на пенсию у мужчин до 61 года, у женщин – до 57 лет, аннулировании кредитов, введении усиленного режима работы полиции и армии. Всего 16 пунктов.
Многие инфоповоды из вышеперечисленных кажутся смешными, но страшно, что в них поверили или даже руководствовались ими многие казахстанцы.
А что предприняли власти: казнить нельзя помиловать?
Как же реагировали казахстанские власти на популярные и обсуждаемые в сети «новости», которые успели принести огромный вред в плане восприятия угрозы вируса населением страны? Обратимся к одному из опровержений: на фейк про якобы распыление на территории Казахстана вируса и биохимического оружия было дано официальное опровержение пресс-службой МВД.
«Специалистами МВД в ходе мониторинга социальных сетей выявлены публикации, содержащие видеоматериалы, на которых самолеты сбрасывают вещество красного цвета над пустынной местностью. Авторы этих публикаций утверждают, что кадры сняты в Казахстане. Следственным департаментом МВД по факту распространения заведомо ложной информации начато досудебное расследование по статье 274 Уголовного кодекса РК. Министерством исследована полная версия видеозаписи, которая показала, что самолет в видеоролике – это Tanker Air Carrier 914, задействованный в тушении пожаров в США», – объяснили в пресс-службе МВД. А само видео, предположительно, было скопировано из аккаунта в Facebook частной американской авиакомпании Goal Aircraft.
Нельзя сказать, что обещанное МВД наказание за распространение заведомо ложной информации – пустые слова. Еще в марте в Казахстане завели 8 уголовных дел из-за фейков про коронавирус. Двух жительниц Кызылординской области задержали за рассылку фейков и чуть не посадили на срок от 3 до 7 лет за рассылку по мессенджерам неправдивой информации.
Совсем недавно в Костанае задержали 44-летнюю жительницу города, распространявшую в соцсети заведомо ложные сведения.
В Instagram она писала о том, что пандемия коронавируса – это химическое отравление населения, и летающий над Костанаем самолет используется с этой целью. В отношении женщины сейчас проводят досудебное расследование по статье 274 УК РК «Распространение заведомо ложной информации».
За подобное нарушение предусматривается наказание в виде штрафа в размере до 1 тыс. МРП (1 МРП – 2778 тенге). Нарушителя также могут наказать исправительными работами на срок до 400 часов, ограничением свободы на срок до 1 года или лишением свободы на тот же срок.
Хотя нельзя сказать, что справедливому наказанию подверглись не все распространители фейков. Например, многие казахстанские звезды, которые, казалось бы, как лидеры мнений должны доносить до многочисленной аудитории полезную и нужную в критический для страны момент информацию – за свои слова так и не ответили.
Президентский подход
Президент РК Касым-Жомарт Токаев лично отмечал проблему существования фейков и в конце июня поручил кардинально пересмотреть подходы в информационной работе по коронавирусу.
«Акимы, министры фактически закрылись от простого народа – не реагируют вовремя на жалобы и обращения граждан, в то время как многие люди уже впадают в отчаяние, не зная к кому обращаться. Из почти 40 тыс. вопросов, которые поступили на сайт www.coronavirus2020.kz, на данный момент даны ответы только на треть. В результате подобного отношения мы получаем новый всплеск инфодемии, поток откровенных фейков и дезинформации, которые еще сильнее осложняют нашу работу», – цитирует Акорда.
Глава государства поручил кардинально пересмотреть подходы в информационной работе, наладить регулярные брифинги ответственных лиц и обеспечить население прямой и качественной информацией по алгоритму действий в случае заболевания.
Но воз и ныне там
Несмотря на личное участие президента в разрешении проблемы и определённые действия МВД по наказанию распространителей фейков – неправдивая информация распространяется в Интернете до сих пор.
По мнению экспертов, фейки приживаются во многом благодаря плохой информированности населения, и бороться с этим можно только открытостью властей.
Доктор психологических наук, заведующая кафедрой социальной психологии Московского института психоанализа Галина Солдатова считает, что люди верят фейковым новостям из-за недостатка информации, привычки не доверять официальным данным, а также непонимания, как защититься от угрозы.
Также эксперты раскрывают внутреннюю суть заведомо ложных новостей.
«Фейк всегда имеет вирусный характер, при этом он необязательно может быть анонимным или псевдоанонимным. Фейки апеллируют к эмоциям человека, то есть к иррациональному началу, а не к логике. В этом и заключается механика их действия», – отмечает российский профессор Андрей Манойло.
По словам профессора, резонансная информация воздействует на эмоции и отключает критическое мышление.
Кроме того, фейки удовлетворяют потребность в информации, которой нет в официальных данных. Информационный вакуум заполняют слухи и домыслы.
Также эксперты отталкиваются от ментальности казахстанцев. В частности, эксперт по пиар-технологиям Ерлан Аскарбеков в интервью 365info.kz отметил, что «безусловно, узун-кулак (народные слухи) это наше, исконное». По многочисленным свидетельствам иностранных историков и путешественников, продолжил он, мы всегда отличались любопытством и полным доверием к слухам.
«По сути, мы народ устной культуры. Текст письменный нас тяготит и раздражает. Никто у нас не читает статистику, абсолютно презираемы социологические отчеты, всем быстро наскучила инфографика. Но сплетня, слух, анонимка самым идиотским образом пользуются высочайшим доверием», – считает Аскарбеков.
Из всего написанного выше можно сделать один ключевой вывод. Как говорится в распространенной русской народной пословице, «свято место пусто не бывает». Так и с фейками. В пустоты, которые образуются из-за недоработки властей и СМИ, как в благодатную почву попадают фейки.
С одной стороны, конечно, есть проблемы с компетенцией работников СМИ, которые могут исполнять обязанности непрофессионально и не иметь навыков проверки фейковой информации.
Однако важно, что, следуя провозглашенному стремлению к «слышащему государству», власть должна стать максимально открытой для населения. Для этого и необходимо давать, не скрывая никаких цифр или рейтингов, честные и понятные данные о ситуации в различных социально-значимых сферах.
Правила комментирования
comments powered by Disqus