Абсолютное большинство кыргызстанцев считает себя патриотами, НО почему общество сегодня разрозненно и разбалансированно сильнее, чем когда-либо прежде?
Отсутствие единства в обществе и низкий потенциал граждан к консолидации (в кризис) – это не показатели демократии или плюрализма, скорее наоборот – это показатели уязвимости народа и слабости государства, что представляет угрозу для нац.безопасности и для общей государственности.
В этой связи, важно задаться вопросом – каковы универсальные характеристики патриотизма?
Во время пандемии мы вдруг ясно увидели, что в стране избыток оголтелых "патриотов на словах", и наоборот есть нехватка просто компетентных специалистов, каждый в своей профессии и на своем участке работы.
Стало ясно, что рутинная качественная работа (доктора, архитектора, менеджера, юриста и т.д.) приносит пользу народу, экономике и Кыргызстану больше чем тысяча красивых слов о патриотизме.
Проводить многотысячные тои, игры и соревнования – это патриотизм?
Нет, это не патриотизм, наоборот – это коррупционная практика, это показатель «самодовольства» в плохом смысле, факт незаконного обогащения, расточительства и хвастовства.
Объяснение очень прагматичное - такие «патриоты» контролируют определенные районы страны и фактически считают их своими вотчинами, а потому зачастую проводят эти многотысячные тои, чтобы закрепить влияние над этой местностью и гражданами, иметь власть назначать на местные должности «своих» и, самое важное, на очередных выборах иметь возможность аккумулировать это влияние в избирательные голоса (в обмен на протекцию, расширение влияния, продвижение и т.д.).
Такие тои – это не «забота» о местных жителях, но просто легитимизация теневого влияния.
Носить ак калпак и следовать традициям достаточно чтобы быть патриотом?
Ак калпак могут носить не только патриоты, но и негодяи и лицемеры, которые не перестают быть таковыми, хотя и любят «учить жизни» остальных, являясь по сути недалекими «бай-манапам».
Более того, к сожалению, мы видели и то, как такие «патриоты» с камчой избивали женщин, на заказ срывали мирные шествия, совершали насилие в отношении кыргызских девушек, если они встречались или выходили замуж за ребят другой национальности, совершали другие провокации.
Обязательно ли является патриотом тот, кто говорит только на кыргызском?
Мы разве не видели примеры, когда разные деятели и политики, говорящие на высочайшем уровне нашего красивого языка, в конце концов оказывались обычными жуликами и ворами!
Демагогия у многих почти никогда не опирается на факты и логику, но лишь на эмоциональную составляющую слушающих, т.к. мы планка требований к уровню выступающих снижена как никогда.
Должен ли патриот быть на 100% этническим кыргызом?
В преддверии любых выборов мы видим, как начинают оценивать тех или иных политиков на «чистоту крови» - в это момент в людях шепчет архаичный и ложный инстинкт, что возможно только 100% кыргыз будет думать о народе!
Это просто глупость и заблуждение - среди тех, кто 29 лет грабил и гробил страну, и ответственен за нынешнее «равно-африканское» положение Кыргызстана большинство были 100% кыргызами!
Будет ли патриотом тот, что читает 5 раз намаз и ходит на жума-намаз?
Возможно, это самый чувствительный момент – да, это важный показатель духовности!
НО это не априори-показатель патриотизма или даже честности, т.к. следование религиозным практикам должно идти от чистого сердца и влиять, в первую очередь, на собственное поведение.
Мы видим, как многие прячут за религией свою жажду власти, активно участвуют в политической агитации и вступают в альянсы с политиками, или даже сами идут на политические должности.
Тогда какие качества определяют патриота?
Без претензии на истинность, но стало очевидно, что обществу важно и нужно выработать более объективные критерии, кроме «стандартных» подходов, некоторые из которых перечислены выше.
Некоторыми из таких возможных показателей патриотичности, в т.ч. в качестве критериев оценки «претендующих на патриотизм» могут быть следующие моменты:
- Профессионализм – компетентный специалист любой профессии ценнее сотни демагогов!
- Порядочность – личная честность и ответственность!
- Устойчивость принципов, но не слепая преданность «своей команде или вождю» - кооперация по принципу личной лояльности ведет к политической коррупции и пособничеству.
Первое - профессионализм – объективный показатель патриотизма!
Гражданин может считаться патриотичным гражданином, даже если они сам этого не осознает, но он старается стать качественными специалистом своей сферы, т.к. хорошо сделанная работа (строителя, доктора, архитектора, экономиста, юриста и т.д.) принесет пользу предприятию, экономике и Кыргызстану больше чем тысяча красивых патриотичных слов оголтелого голословного псевдо-патриота.
А потому надо оценивать политиков и кандидатов на выборах – добились ли они каких-либо успехов и показателей эффективности в своей профессиональной сфере?
При этом, даже в бизнесе можно быть качественным профессионалом, но это редкий случай в КР. И потому не в счет то, что большинство нынешних депутатов были директорами каких-то «мутных» ОсОО и компаний – это не в счет, и также не в счет простое пребывание на высокой гос.должности (мы знаем как у нас иногда назначаются на должности) – важны реальные показатели эффективности лица как профессионала на этой работе, его прорывные идеи, инициативы, реформы, начинания, конкретные проекты и т.д.
Второе – порядочность - субъективный показатель патриотизма!
Порядочность определяется по-разному, применительно к конкретному лицу!
К примеру, не может быть патриотом тот, кто тратит больше, чем зарабатывает (коррупционность)!
Также не может быть патриотом тот, кто имеет деньги, но не платит алименты своей бывшей семье!
Не может быть патриотом бай-манап, что живет параллельно на несколько семей только потому, что так принято среди властьимущих, и тем более не является патриотом тот, кто нападает на женщин под ложными лозунгами защиты традиций!
В конце концов, не является патриотом тот, кто ради своей «повестки» обманывает, манипулирует и вводит в заблуждение граждан, кто злоупотребляет преимуществами власти, назначает на должности «своих», прекрасно понимая их профессиональную непригодность, но руководствуясь только вопросами личной лояльности.
Третье – устойчивость принципов – приверженность ценностям и идеям!
Да, звучит простовато, но это важнейший показатель патриотизма на практике!
История показала, что политическая кооперация по принципу «личной лояльности» - это тупиковый путь, это риск политической коррупции, когда группа лиц («своя команда») во что бы то ни было станут друг друга покрывать и защищать («рука руку моет»).
В случае же, если гражданин твердо стоит на конкретной позиции, которую он считает полезной для общественных интересов, и только в рамках этой позиции сотрудничает с другими лицами и группами, то это показатель того, что власть/должность для такого гражданина не самоцель и НЕ стоят выше его ценностей и принципов!
Если бы такая практика получила развитие в нашей стране, многие гос.программы, инициативы, начинания были бы более эффективными, а сама система гос.службы и гос.политикы стала бы более устойчивой, эффективной, транспарентной и открытой (с последующим возвращением общественного доверия).
Правила комментирования
comments powered by Disqus