Совершенно незамеченной прошла в российской прессе информация о том, что в начале января 2013 года парламент Казахстана ратифицировал соглашение с Францией об открытии перевалочного пункта в аэропорту Чимкента для обратного транзита войск этой страны из Афганистана. Первый транспорт ожидается уже в феврале.
Главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Российского института стратегических исследований (РИСИ) Аждар Куртов прокомментировал ИА REX это событие:
«В решении руководства Казахстана предоставить один из своих аэродромов на юге страны для нужд французских военных на самом деле нет ничего удивительного. Особенно для тех, кто внимательно отслеживает политику этого государства на протяжении длительного промежутка времени.
Начнем с того, что всё произошедшее – весьма типично для внешнеполитического курса Нурсултана Назарбаева, который представляет собой пример традиционного восточного политика, для которого одной из высших «добродетелей» выступает хитрость. Восточная хитрость лежит в основе большинства шагов этого президента.
Посещая Москву, Назарбаев обычно клянется в верности курсу на дружбу с Россией. Бывая в Вашингтоне, он уверяет Белый Дом в неизменном почтении американским ценностям. Во время своих вояжей по столицам исламского мира Нурсултан Абишевич нарочито демонстрирует свою приверженность учению пророка Мухаммеда, а в рамках визитов в Брюссель говорит о стремлении развивать сотрудничество с Североатлантическим альянсом. У себя же дома он играет роль твердого поборника национального суверенитета. То есть в каждом случае он намеренно играет на публику, стараясь уверить очередного своего визави в том, что перед ним искренний друг и союзник. О какой–то принципиальности в такой ситуации, естественно, речь не идёт.
Вот и в случае с аэродромом в Чимкенте (кстати, в современной казахстанской лексике, этот город именуется Шымкент, вопреки всем нормам русского языка, не дозволяющим писать букву «Ы» после шипящих) Назарбаев остается верен себе. Он привык пытаться сидеть сразу на нескольких стульях, быть одновременно любезным «и нашим, и вашим». Об обязательствах, принятых Казахстаном в рамках ОДКБ и ШОС, в такие моменты казахстанский лидер просто не вспоминает. Ведь у себя в республике – он «и Царь, и Бог»: никто не смеет даже усомниться в правильности его шагов. Изменённая по его воле конституция позволяет ему бесконечно оставаться на посту президента страны, памятники его «светлому гению» уже возводятся при его жизни. В этом обстоятельстве и кроется основная причина его поведения.
Назарбаеву никто не указ. От военного присутствия на казахстанской земле французов, в конце концов, больших дивидендов страна не получит. Значит дело в чём-то ином. В чём же? В том, на наш взгляд, что Назарбаеву важно нарочито продемонстрировать Москве свою независимость. «Я – хозяин в Казахстане», - вот что хочет сказать Кремлю казахстанский лидер. Не случайно, всё это сделано в преддверии перезаключения базового двустороннего соглашения с Россией о сотрудничестве.
В далеком 1998 году Назарбаев в нарушении норм собственной конституции решил переизбраться досрочно, не дожидаясь ухудшения ситуации вследствие дефолта в России. В подкрепление своих позиций он вынудил Москву пойти на совершенно невыгодные соглашения по разделу северной части Каспийского моря, а также на принятие любопытного документа – «Декларации о вечной дружбе и союзничестве, обращенной в XXI век». Именно этот документ сегодня пытаются обновить. Из его названия исчезнет термин «вечная дружба». Может, оно и к лучшему, ведь многочисленные факты показывают, что с такими «друзьями» лучше держать дистанцию».
Источник: http://www.iarex.ru/
Правила комментирования
comments powered by Disqus