Ежедневная газета Hürriyet Daily News со ссылкой на информационное агентство Reuters опубликовала репортаж под названием «Kazakh oil rivalry heats up» - «Соперничество за казахскую нефть обостряется».
В ней говорится так: «Россия выдвинулась в качестве неожиданного претендента с наибольшими шансами на транспортировку основной части сырой нефти с казахстанского месторождения Кашаган, оборачивая себе на пользу нехватку трубопроводов в регионе, которая дополнительно усугубляет головную боль, связанную с самой дорогой разработкой нефти в мире.
Затраты на освоение Кашагана резко возросли постольку, поскольку ведомый группой Eni консорциум, который разрабатывает это месторождение, пятикратно пересмотрел расходы в течение последнего десятилетия – доведя их размер почти до $50 миллиардов - вследствие создания искусственных островов и инфраструктуры на Каспийском море».
Тут речь идет вот о чем. До относительно недавнего времени Россия вроде бы никакого интереса к вопросу о том, каким маршрутом или какими маршрутами нефтяное сырье с Кашаганского месторождения будет экспортироваться после того, как оно будет введено в эксплуатацию, не проявляла. Но вот недавно российский трубопроводный монополист «Транснефть» вдруг взял и решил установить соседнему Казахстану «внутренние цены» за транзит казахской нефти по трубопроводным сетям до российского нефтеналивного порта Новороссийск на Черном море. Иначе говоря, он назначил для сырья действующих в Казахстане нефтедобывающих компаний такие же транзитные тарифы, какие предназначены для продукции собственно российских производителей. И Россия сразу же сделалась «претендентом с наибольшими шансами на транспортировку основной части сырой нефти с казахстанского месторождения Кашаган».
Такой поворот событий явился сюрпризом. Потому что еще до сравнительно недавнего времени Россия, которая сама транспортирует по сети КТК (Каспийского трубопроводного консорциума) не много нефти, добивалась увеличения тарифа на прокачку с 30 до 38 долларов. И именно такое ее требование тормозило запуск давно планировавшегося расширения этого трубопровода с 28,2 миллионов тонн нефти до 67 миллионов в год. Это бы повысило себестоимость нефти, добываемой в Казахстане и экспортируемой по этому трубопроводу. Поэтому казахстанская сторона и работающие у нас транснациональные компании долго с таким предложением не хотели соглашаться. Но Россия продолжительное время не отступила от своей позиции. Только сравнительно недавно было все же достигнуто соглашение о расширении системы КТК.
А теперь вот компания «Транснефть» сделала еще один шаг навстречу действующим в Казахстане нефтяным компаниям, установив им такие же транзитные тарифы, какими пользуются российские производители, при прокачке нефти по маршруту Тенгиз – Новороссийск по территории России. Такой жест обращен, прежде всего, консорциуму NCOC (North Caspian Operating Company), который разрабатывает месторождение Кашаган.
Производство нефти там должно начаться позднее в этом же году, то есть почти на десять лет позже первоначального планировавшегося срока, и достичь в конечном итоге уровня 1 миллион баррелей в сутки (б/с). А это - свыше 1 процента от мировой добычи нефти.
Но для такого объема пропускной способности нефтепровода КТК, следующего по маршруту Тенгиз–Новороссийск, даже после осуществляемой нынче модернизации окажется явно недостаточно. Ведь он был проложен главным образом для транспортировки продукции предприятия «Тенгизшевройл» (ТШО).
Так что консорциум NCOC, если он и станет делать основную ставку на КТК в плане экспорта нефти, то пойдет на это, по-видимому, только на начальном этапе производства продукции. В дальнейшем ему придется, надо полагать, изыскивать также другие транспортные возможности для своих экспортных объемов.
Правила комментирования
comments powered by Disqus