Усилившаяся по причине пандемии проблема безработицы все более актуализирует вопросы трудовой миграции, как в регионе Содружества Независимых Государств, так и во всем мире. Например, в Казахстане статус временно неработающих получили более 350 тысяч человек, что превысило показатель докризисного периода более чем в 150 раз. При этом необходимо учитывать также и тех, кто имеет статус безработного, коих в центрально-азиатском государстве на данный момент немногим менее 450 тысяч человек.
Таким образом, скачок уровня безработицы, пусть отчасти и временной, демонстрирует увеличение показателя с привычных 5% до почти 10%. В последний раз такое наблюдалось в начале двухтысячных, когда в 2001-м году уровень безработицы составлял 10,4%. В свою очередь пик безработицы наблюдался двумя годами ранее – 13,5% в 1999-м году.
Что в других странах региона?
Рост уровня безработицы прогнозируется и для Кыргызстана в совместном докладе Азиатского банка развития и ООН «COVID-19 в Кыргызской Республике: оценка воздействия на социально-экономическую ситуацию, уязвимость и ответные меры политики», опубликованного 13 августа этого года. Согласно документу в текущем году доля безработных может достигнуть 21%, в то время как объем денежных переводов за период январь-май уже сократился на 25%.
Любопытную инфографику со ссылкой на Министерство труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан опубликовал Spitnik.tj. Так, в сравнении с 2019-м годом число отправившихся на заработки за пределы страны таджикистанцев сократилось на 57% в первой половине 2020-го года. В свою очередь объем денежных переводов за тот же период уменьшился на 174 млн. долларов (999 млн.). Эти данные озвучил Председатель Национального банка Таджикистана Джамшед Нурмахмадзода, отметив при этом, что начиная с июня ситуации начала не только стабилизироваться, но и улучшаться.
Переломный момент
Поэтапный выход Российской Федерации из карантинного режима позволяет говорить об улучшении ситуации с денежными переводами не только в Таджикистане. Spitnik.tj приводит сведения, полученные от различных платежных операторов, услугами которых пользуются трудовые мигранты из стран Центральной Азии при передаче денежных средств на родину. Так, согласно информации от «Юнистрим», рост объема переводов в Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан за период май-июнь 2020-го года составил ориентировочно 25% в сравнении с периодом апрель-март.
В свою очередь пресс-служба «Золотой Короны» сообщила, что если в марте и апреле 2020-года фиксировалось снижение (10% и 50% соответственно) по сравнению с 2019-м годом, то в мае и июне этого года основные показатели уже сопоставимы с прошлогодними. Учитывая те риски, которые возникают в условиях стремительного роста уровня безработицы, это не может не радовать.
Каковы ответные меры?
Полагаю, что, несмотря на вышеозначенные данные, демонстрирующие готовность и желание трудоспособного населения стран региона при первой же возможности приступить к осуществлению трудовой деятельности в России, руководствам стран Центральной Азии также необходимо вносить коррективы и модернизировать социально-экономическую повестку. И такие шаги уже можно выделить в некоторых государствах.
Например, в Кыргызстане в начале августа сего года Президент С. Жээнбеков подписал закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам правового положения соотечественников с иностранным гражданством», ориентированном на иностранцев, которые ранее являлись гражданами КР. Документом в нормативно-правовую базу центрально-азиатского государства вводится новое понятие – «статус соотечественника с иностранным гражданством».
Вот основные особенности статуса иностранца – экс-кыргызстанца:
- не требуется получение визы для въезда в Кыргызстан;
- не требуется получение вида на жительство и разрешения на работу;
- устанавливаются равные с гражданами КР условия оплаты за обучение в образовательных организациях, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также равные условия оплаты за медицинские услуги, предоставляемые организациями здравоохранения;
- если наследником сельскохозяйственных угодий является иностранец, получивший статус соотечественника с иностранным гражданством, он обязан в течение 10 лет с момента возникновения права на земельный участок произвести его отчуждение гражданину КР.
Интересное мнение касаемо законодательного нововведения озвучил политолог М. Сариев в интервью Независимой Газете: «… за рубежом, в том числе в России, немало киргизстанцев сколотили состояние. Статус «соотечественника» дает возможность им инвестировать в Киргизию. Ранее, имея российское гражданство или гражданство европейских стран, более состоятельные киргизстанцы опасались инвестировать в свою страну, сетуя на бюрократию при получении разрешительных документов, коррупцию и даже невозможность получить прибыль…».
Иными словами, думается, закон является показательным примером того, как негативные факторы (недостаток рабочих мест, высокий уровень безработицы и процент уезжающих из страны на заработки) можно обернуть в свою же пользу (приток инвестиций, возврат соотечественников). Пусть и в перспективе.
Правила комментирования
comments powered by Disqus