События в Беларуси разворачиваются стремительно. На улицах становится больше сторонников президента Лукашенко, но и те, кто требует пересчёта голосов, не уходят с площадей.
Я никогда не была в Белоруссии (сейчас её принято называть Беларусь). Лишь много лет назад проезжала на поезде через Минск, который из окна поезда показался чистым, светлым и с огромными площадями. Сейчас эти площади заполнены митингующими, среди которых много молодых людей. Вряд ли эти юноши и девушки, скандирующие: «Уходи!», знают о существовании американского политолога Джина Шарпа, в соответствии с методичками которого они действуют. Впрочем, действуют не они, а люди за кулисами, остающиеся в стороне, и осуществляющие руководство протестами. Джина Шарпа не стало в январе 2018 года, а дело его живёт и даже находит новых сторонников.
То, что сейчас происходит в Беларуси, - калька украинских событий 2014 года и многих других так называемых «цветных революций». И если об Украине здесь из Казахстана мы можем судить только по СМИ, социальным сетям, то рядом с нами Кыргызстан и то, что там происходило в марте 2005 года и летом 2010 года, знаем не понаслышке. Удивительно, но почему-то сторонника радикальных мер передачи власти не задумываются над тем, почему из второй по экономике республики Советского Союза Украина стала содержанкой западных стран и протягивает руку за помощью. Зато в Кыргызстане сейчас многие люди стали осознавать деструктивный характер «цветных революций», ибо это приводит к остановке предприятий, росту безработицы и снижению жизненного уровня. Первыми это поняли представители элиты, которые сегодня предпочитают компромисс радикализму.
Осознают ли это в Беларуси? Многие из тех, кто бывал в этой стране – самой западной по географическому расположению на постсоветском пространстве, отмечают, что там работают все крупные заводы и фабрики, наращивают темпы производства предприятия сельского хозяйства. Кстати, многие из нас видели, наверное, в городах Казахстана магазины с беларускими товарами – мебелью, молочными продуктами, колбасными изделиями, которые охотно раскупаются.
Который день читаю беларуские телеграмм-каналы, и оппозиционные, и сторонников Лукашенко. Наиболее известный сегодня из них оппозиционный канал Nexta вёл репортажи в прямом эфире о митингах из городов страны. Показывают один из восточных городов республики. Звучит бодрый голосок: «Вот и в городе… поддержали митингующих. Тысячи людей вышли на площадь». А бесстрастная камера показывает несколько десятков людей. После увиденной картины как-то сразу исчезло доверие и к этому каналу, и вместе с ним к другим. Всё же прямой эфир - полезная штука, сразу отрезвляет и заставляет мозги напрягаться.
Вчера канал молчал. Только к вечеру появились сообщения. Сегодня на Nexta опять нет известий. То ли ждут каких-то новых указаний от создателей сценария беларуских событий, то ли делят деньги, которые собрал фонд поддержки бастующих беларусов Belarus Solidarity Foundation. А название-то, какое у фонда?! То, что было в Польше 40 лет назад, хотят повторить сегодня в Беларуси?
Многие на телеграмм-каналах, поддерживающих Лукашенко, пишут о том, что он выиграл выборы. Возможно, не с таким результатом, но выиграл. При этом указывают, что беларусы не сошли с ума, чтобы голосовать за домохозяйку, которая не предложила какой-либо внятной программы действий. Некоторые пользователи обращают внимание на алогичность действий Тихановской. Заявления, которые делает Светлана Тихановская, действительно, противоречат друг другу. Понятно, что на неё давят и всё же…
Напомню, что волнения в Минске и других городах возникли после объявления предварительных итогов президентских выборов 9 августа. Тогда на площади вышли тысячи человек. Действия некоторых протестующих были жёстко пресечены силовиками, что вызвало негодование у многих слоёв населения. После того, как министр внутренних дел Республики Беларусь Юрий Караев принёс извинения за действия своих подчинённых, протесты несколько притихли. Страны ЕС, заявлявшие о том, что примут санкции против Беларуси, пока не предприняли никаких действий. Выборы признаны Россией, Казахстаном и рядом стран.
На сегодня среди протестующих не видно единства. Не удалось перекрыть дороги, устроить баррикады и общенациональную забастовку. Однако требующие теперь уже не только пересчёта голосов, но и отставки Лукашенко по-прежнему находятся на площадях. Но сейчас им уже противостоят сторонники главы государства. Именно они пишут в социальных сетях, что народ, переживший Хатынь, не должен допускать к власти тех, кто стоит на площадях с флагами, под которым убивали людей в Хатыни.
Как бы ни закончились события в Беларуси, уроки из них нужно извлечь России и Казахстану. Именно они могут стать следующим полигоном для «цветной революции» по заветам Шарпа. Такое предположение высказывает беларуский политолог Юрий Шевцов. Лично я с ним согласна. И от себя уже не могу не обратить внимания на несколько вещей. Во-первых, идеологическая составляющая важна, а именно о ней забыли у нас. И для этого необходимо использовать весь арсенал новейших технологий, в частности, компьютерных. Просчёт Лукашенко во многом из-за того, что идеологический аппарат бездействовал.
Во-вторых, нужна обратная связь между обществом и властью. Да, в Казахстане это пытаются сделать. Однако коммуникации пока слабы и многие граждане уверены в том, что государство их не слышит. Изменить такое восприятие требуется уже сейчас, иначе копящийся протестный настрой может взорваться. И тогда последствия будут самыми неожиданными. Наибольшее беспокойство вызывает территориальная целостность страны. Об этом надо помнить всегда.
В-третьих, перемен требует и наше, казахстанское общество. Если коротко, то надобно осуществить конституционную реформу с тем, чтобы перераспределить полномочия ветвей власти. И, конечно же, менять надлежит выборное законодательство для реальной конкуренции политических партий.
Подушка безопасности для властей имущих, созданная в 1995 году Конституцией и подкреплённая последующими поправками в неё, может истощиться. И чтобы этого не произошло, требуется диалог власти и общества. То, что предпринято в этом направлении, хорошо, но этого мало. Нужно двигаться дальше.
Правила комментирования
comments powered by Disqus