В отличие от современных западных наций и стран с несколькими титульными национальностями, главным течением развития истории Китая являлось постоянное присоединение малочисленных народов к титульной ханьской нации. Если мы будем использовать принятое на Западе понятие «национальность» для того, чтобы проникнуть в традиционный смысл китайского понятия «национальность», то это приведет к противопоставлению ханьцев и других малочисленных национальных групп, а также послужит предлогом для этих групп требовать самоуправления и отделения.
Если не использовать западное понятие «национальность» для описания этой проблемы, то можно ли считать ее исчерпанной? Безусловно, нет. На начальном этапе модернизации китайской истории необходимо поднимать вопрос об историческом месте и путях развития проживающих на территории Китая национальностей. При этом существуют отдельные исторические примеры, которые мы должны глубоко осмыслить.
Ранний опыт советского руководства по сглаживанию национальных отличий, а также тенденция к выделению отдельных национальных групп стали «образцом» для формирования национальной политики после образования КНР. Принимавшие в то время решения члены Компартии Китая до сих пор уверены, что принятая стратегия разграничения национальностей и создания национальных автономных районов является правильной. Однако эволюция успешного опыта Советского Союза стала одной из главных причин, приведших к распаду СССР в 1990-е годы. Мы должны внимательно изучить причины обострения и радикализации национального вопроса в Китае в последние годы. Начиная с момента, когда США объявили о своей стратегии борьбы с международным терроризмом, в Синьцзяне и Тибете бурным цветом расцвели «три силы зла» (терроризм, экстремизм, сепаратизм – прим.пер.). Поддержка развития национальных районов на основе плановой экономической системы является способом «заботы» о них в рамках социалистической рыночной экономики. Учитывая происходящие стремительные изменения, необходимо проявить мужество и провести изменения в подходе к изучению теории и формированию национальной стратегии в Китае.
Только поняв природу национального вопроса в Китае можно выработать научное теоретическое руководство для определения принципов современного подхода к этой проблеме. Во-первых, «исходя из общего положения, ставить на первое место однородность, сокращать преференции». Это главный принцип формирования национальной политики и ведения работы на этом направлении. Цель «сплочение, равноправие и всеобщее обогащение» обладает символическим значением, но не является принципом. Например, «равноправие» трудноосуществимо, поскольку изменить положение «фактического неравенства» миллиарда ханьцев и 5 тысяч эвенков не представляется возможным. Принцип должен включать одно положение: рассматривать районы национальных меньшинств и остальные части страны как единое целое, одинаково относиться ко всем, не допускать особое отношение к одной из сторон, не допускать дискриминации, сокращать преференции.
Во-вторых, осуществлять принятие и продвижение по службе кадров из числа национальных меньшинств на основе общих принципов с целью обеспечения равного подхода. Только так можно добиться доверия разных групп к механизму отбора. При таком подходе кадры из числа национальных меньшинств будут чувствовать себя полноправными хозяевами, ведь государство обеспечивает их работу на общих условиях, что является свидетельством полной уверенности государства в их потенциале и интеллектуальных способностях, а также заботой и уважением к национальным меньшинствам. А вот принцип «пропорциональное принятие и продвижение по службе, но отдельное представительство в руководстве партийных и правительственных органов» не отвечает потребностям национальных регионов в развитии, а также негативно сказывается на ситуации.
В-третьих, необходимо усилить борьбу с коррупцией в национальных регионах, кумовство и феодальный бюрократизм. Особые отношения чиновников и народа в национальных районах с одной стороны приводят к тому, что чиновников из числа нацменьшинств считают «неприкасаемыми», а с другой стороны, сами эти кадры считают, что они охраняют интересы своей национальной группы, и это порождает коррупцию и бюрократизм. Это довольно распространенная ситуация, особенно в районах компактного проживания нацменьшинств. Прямое подчинение и управление кадров из числа национальных меньшинств вышестоящим органам по вопросам национальных меньшинств в сочетании с давними обидами и унижениями порождают «теневую» коррупцию, которая имеет серьезные последствия для национальной политики партии. Порой они даже извращают политику и перекладывают свои коррупционные грехи на правительство, что подрывает имидж компартии и межнациональные отношения.
В-четвертых, индустриализация и развитие рыночной экономики являлись главным двигателем структурных перемен в обществе, которые затронули всех. Те, кто призывает к сохранению традиционного образа жизни национальных меньшинств, считают, что они занимают добродетельную позицию защиты слабых. На самом деле, отказываясь за представителей национальных меньшинств вести современный образ жизни, эти люди наносят урон прогрессу и развитию нацменьшинств. Государство должно законодательным образом обязать ресурсодобывающие предприятия, а также учредителей компаний в национальных районах обучать и принимать на работу установленное число работников из представителей национальных меньшинств, а также обеспечить их официальное длительное трудоустройство. Это будет способствовать фактическим переменам национального общества и семейному сплочению намного больше, чем политика «возврата налогов» или «добавления баллов по ЕГЭ».
Правила комментирования
comments powered by Disqus