Как-то тихо прошел 100-летний юбилей образования Казахской (тогда Киргизской) автономной республики, хотя именно оно стало отправной точкой в истории нашей современной государственности. Пребывание в составе сначала РСФСР, а потом СССР самым кардинальным образом изменило жизнь казахов. Сегодня те перемены зачастую преподносятся как сплошная череда трагедий и потерь, но ведь были и значительные приобретения. Особенно это касается такой важной составляющей развития любого общества, стремящегося к прогрессу, как образование.
Языком статистики …
Одной из задач, которую ставили перед собой организаторы первой всеобщей Всероссийской переписи населения, проведенной в 1897 году, было выявление степени грамотности жителей империи. К сожалению, в итоговых ведомостях нет данных в разрезе отдельных национально-территориальных образований, губерний и областей, поэтому приходится ограничиться статистикой, касающейся крупных регионов. Так вот, в Привислинском крае (населенном в основном поляками и литовцами) к грамотным были отнесены 30,5 процента, в европейской части России – 22,9, на Кавказе – 12,4, в Сибири – 12,3, а в Средней Азии (включая весь Казахский край) – лишь 5,3 процента жителей.
Сегодня есть немало тех, кто призывает не верить последней цифре, – дескать, она явно занижена. Один из главных аргументов скептиков сводится к следующему: в Российской империи грамотными считали умевших читать и писать по-русски, тогда как коренные этносы Средней Азии, в том числе казахи, получали образование на арабском, поскольку обучение велось в основном в школах религиозного типа. Давайте разберемся в этом вопросе глубже.
Есть такой источник «Народное образование в довоенное время 1914-1915 гг.», составленный на основе данных департамента народного просвещения царского правительства. В нем содержатся сведения о количестве начальных школ, которые подразделялись на три категории – министерские (государственные), религиозные (церковно-приходские, магометанские, еврейские) и частные, а также о количестве учащихся. Согласно этому документу, в Средней Азии на тот момент количество обучающихся в школах всех типов составляло около 230 тысяч, или 20,6 в расчете на каждую тысячу жителей. Данные по отдельным областям отсутствуют.
В одной из публикаций на отечественном историческом портале e-history.kz утверждается (к сожалению, без ссылки на источник), что за период с 1898-го по 1914-й численность учащихся начальных школ в Казахстане выросла с 29,1 тысячи до 101 тысячи. Надо думать, главным образом за счет детей русских и украинских переселенцев, массовый наплыв которых произошел как раз в тот промежуток времени и для которых царская администрация в основном и открывала учебные заведения. На том же портале можно прочитать: «В шести областях Казахстана в период 1897-1916 гг. механический прирост населения составил 1301,4 тыс. человек». (Имеются в виду именно 1,3 миллиона переселенцев).
Но даже с учетом этого количество учащихся начальных школ в расчете на каждую тысячу жителей составило 19,1 – меньше, чем в целом по Средней Азии. А ведь на остальной ее территории, населенной узбеками, сартами, туркменами, таджиками и т.д., переселенцев было немного. Отсюда можно сделать вывод: у казахов процент детей, получавших начальное образование, был заметно ниже, чем у других основных этносов Средней Азии. Еще более значительным было отставание от Европейской части России (47,4) и Сибири (35,9). Это соотношение в общем-то подтверждает результаты переписи 1897-го. Как подтверждает их и приведенная выше цифра с казахстанского исторического сайта: в 1898-м, до массового столыпинского переселения, в начальных школах проходили обучение лишь 29,1 тысячи детей. Это при почти четырехмиллионном казахском населении. По сути, учился только один ребенок из 30-40.
Еще один миф…
Теперь о том, много ли казахов получали образование на арабском языке в религиозных учебных заведениях - «мектебах». В названном выше источнике есть данные за 1911 год о количестве «магометанских», или мусульманских, школ и обучавшихся в них детей отдельно по каждой области Средней Азии. Вот эти цифры.
Количество «магометанских» школ и обучавшихся в них детей (данные на 1911 год)
К сожалению, данные по девятой области, Семиреченской, отсутствуют. Но и того, что есть, вполне достаточно для понимания общей картины.
Самыми казахскими областями в то время были Тургайская, где представители нашего этноса составляли 90,6 % населения, и Семипалатинская – 88,3%. В Уральской их удельный вес был равен 71,3%, в Акмолинской – 62,6%. В этих четырех областях суммарно насчитывалось лишь 83 школы такого типа и всего-то около четырех тысяч учащихся – в 15 (!) раз меньше, чем в Ферганской и Самаркандской вместе взятых, хотя численность населения была примерно одинаковой (в обоих случаях порядка трех миллионов человек).
Особняком стоит Сырдарьинская область, где было свыше девятисот «магометанских» школ и около двадцати тысяч учащихся. Это можно объяснить специфичной структурой ее населения: свыше трети составляли оседлые мусульманские народы – сарты, узбеки, каракалпаки и т.д., к тому же большинство казахов (около 70% от их количества) проживало в Чимкентском, Аулие-Атинском и Ташкентском уездах с их довольно развитым земледелием и сильным влиянием ислама.
Как видим, на основной части территории обитания казахского народа мусульманские «мектебы» не получили широкого распространения. Скорее всего, это было связано как с кочевым образом жизни (открытие школ в таких условиях затруднительно), так и с относительно слабым проникновением сюда ислама. А потому часто звучащее сегодня утверждение, будто до революции многие казахи получали знания на арабском, выглядит, мягко говоря, неубедительным.
Теперь что касается средней ступени системы образования. Перед началом первой мировой войны во всей Средней Азии насчитывалось 28 гимназий (большей частью женских) и 5 реальных училищ с контингентом учащихся соответственно 10.204 и 1.387. Надо полагать, в основном это опять-таки были дети русских переселенцев. А высших учебных заведений во всем огромном регионе не было вовсе. Тогда как, например, в украинских губерниях к тому времени работали пять вузов, в Сибири – три, в Закавказье – один. Были они в Саратове, Казани… Я уже не говорю про Санкт-Петербург и Москву.
Возможно, кто-то не согласится с приведенными выше цифрами. Но других сколько-нибудь достоверных данных попросту нет – ведь в самой казахской степи подобные исследования тогда не проводились, статистика и архивное дело находились в зачаточном состоянии, если не сказать отсутствовали. И, кстати, это тоже может служить дополнительным доказательством крайне низкого уровня образования в Казахстане дореволюционного периода.
Приведу для сравнения ряд других стран, которые в то время тоже находились в колониальной зависимости. В Индии уже к концу 19-го века было открыто 25 колледжей и несколько университетов. В Алжире первый университет появился в 1909-м, на Филиппинах – годом раньше… Иначе говоря, мы, казахи, были среди явных аутсайдеров не только в Российской империи, но и в мире.
Все познается в сравнении
Советскую власть можно не любить, даже проклинать, и определенные основания для этого имеются. Однако то, что она сделала для просвещения, подъема образовательного уровня населения, трудно переоценить. Да, при этом она преследовала и свои цели (политические, идеологические, экономические, милитаристские), но главного – для нас – не отнять: за время пребывания в составе СССР казахский народ совершил беспрецедентный рывок сначала в образовательной, а потом в культурной и научной сфере.
Не стану перечислять «этапы большого пути» - они всем известны. Приведу только один факт, как бы итоговый: к середине 1980-х, то есть незадолго до распада Союза, по количеству студентов вузов в расчете на каждые 10.000 человек казахи вышли на лидирующие позиции в СССР. У нас этот показатель достиг цифры 232, тогда как у русских – 203, азербайджанцев – 157, узбеков – 137, а в целом по огромной стране, занимавшей одну шестую часть суши, – 188. Цифры выведены на основе данных, которые содержатся в ежегодном статистическом сборнике «Народное образование». А ведь тогда, в отличие от дня сегодняшнего, в Казахстане были настоящие вузы, был реальный конкурсный отбор – на поступление в них могла рассчитывать примерно лишь четверть выпускников школ. Да, конечно, они уступали московским, новосибирским, но в большинстве своем давали качественное образование.
Между тем, в упомянутых «постколониальных» Индии и Алжире количество студентов на 10.000 человек составляло на тот момент соответственно 55 и 89, а. скажем, в Турции – 71, в Китае – 19, в социалистической Польше (по сути, те самые привислинские губернии, которым Казахский край, казалось бы, безнадежно проигрывал по уровню грамотности в начале века) – 94. В таких развитых европейских державах, как Великобритания, Германия, Франция, он колебался от 112 до 162. И только США с Канадой превзошли нас.
Возможно, советское образование, особенно высшее, не было лучшим в мире, как нам внушали в то время. Но и высказываемая уже сегодня некоторыми полярная точка зрения (мол, оно было неконкурентоспособным), думается, далека от истины. Вообще, дискуссии на эту тему бессмысленны – хотя бы потому, что отсутствуют объективные качественные параметры для сопоставительного анализа. Однако в плане общего уровня грамотности, процента охвата детей и юношей школьным, средним специальным и высшим образованием поздний СССР мог дать фору подавляющему большинству даже самых развитых стран.
Другое дело, что обучение было чересчур идеологизированным (это, кстати, сильно мешало развитию социальных наук – экономики, философии, юриспруденции, социологии, освоению иностранных языков, тогда как качество преподавания точных и технических дисциплин было одним из самых высоких в мире), плюс далеко не всегда полученные знания можно было с пользой применить на практике. Но в целом советская система образования на общепланетарном уровне смотрелась более чем достойно. И то обстоятельство, что казахи всего за 70 лет выбились из откровенных аутсайдеров Российской империи в число лидеров среди народов Советского Союза, который, в свою очередь, стал одной из самых образованных стран мира, - дорогого стоит.
К великому сожалению, сегодня мы неуклонно движемся в обратном направлении…
Правила комментирования
comments powered by Disqus